В статье дается критический анализ выделения «договорных» и «конституционных» федераций исходя из его внутренней противоречивости. Анализируются исторические предпосылки возникновения этой классификации в доктрине конституционного (государственного) права — отсутствие в общемировой доктрине различий между федерацией и конфедерацией до второй половины XIX в., а также терминологическая путаница, возникшая в отечественной литературе по политическим причинам. В результате анализа автор приходит к выводу о том, что выделение «договорных» и «конституционных» федераций не имеет смысла и нуждается в пересмотре. На основе развития доктрины и анализа существующих федеративных систем предлагается отдельно рассматривать политические и юридические аспекты федеративного устройства, предлагается классификация нормативных правовых актов, регулирующих федеративные отношения, а также обосновывается обновление содержания понятия «договорного» федерализма.