Дата публикации: 27.03.2025

Критический анализ стереотипов о федеративном устройстве: контуры новых дискуссий исследователей и практиков государственного строительства в современной России. Часть 3. Конъюнктурные стереотипы

Аннотация

В настоящем исследовании продолжается критическое осмысление наиболее известных стереотипов о федеративном устройстве, сложившихся в мировой доктрине. С позиций критического реализма анализируются конъюнктурные стереотипы, связанные с когнитивными искажениями под воздействием текущей политической повестки, к числу которых отнесены отождествление централизации с бесконтрольностью центральных государственных органов, представления об оптимальной численности субъектов, а также нормализация произвольных вмешательств вышестоящего уровня публичной власти. Выявленные таким образом проблемы значительно выходят за рамки вопросов федеративного устройства и могут быть обнаружены в других элементах предмета отечественного конституционного права.




В опубликованных ранее частях настоящей работы были рассмотрены либеральные стереотипы о федерализме, характерные для общемировой доктрины федерализма, а также некоторые стереотипы, сложившиеся в советской доктрине и по сей день сохраняющие свое значение. Однако научная добросовестность требует подвергнуть критическому анализу не только утверждения, в последнее время подверженные усиленной критике в академическом и особенно публичном дискурсе, но и ряд тезисов, набирающих популярность в связи с текущей политической обстановкой.

III.  Конъюнктурные стереотипы

Фактически эти идеи отражают квазиконсервативные, псевдотрадиционалистские взгляды на судьбу российского государства как институциональное воплощение «третьего русского пути». Будучи локальным проявлением общеевропейской романтической оппозиции прогрессизму и потому крайне сомнительной в своей исконности и «русскости», сегодня, во времена обостренного запроса на политическую самоидентификацию российских граждан, эта идея и основанные на ней подходы, претендующие на научность, все чаще встречаются в публичном дискурсе. Таким образом, на замену не оправдавшей надежды советской интеллектуальной традиции и демонстративно отвергаемой западной интеллектуальной поп-культуре приходит суррогат собственной интеллектуальной традиции — своего рода интеллектуальный фольклор. В этой парадигме при сохранении реального содержания публичной власти меняются акценты при ее трактовке в научном дискурсе, что, в свою очередь, меняет характер и сферу ее осуществления. Иначе говоря, происходит мистификация политических отношений, влекущая за собой выведение предмета конституционного права из-под действия формальной (научной), институциональной, общеправовой и отраслевой логики.

Чаще всего это касается отождествления централизации с бесконтрольностью центральных органов публичной власти. Отечественные критики либеральной модели федерализма, рассматривающие децентрализацию как основание для усиления сепаратистских настроений, в целях сохранения государственности, укрепления стабильности территориального устройства и его поступательного расширения требуют передачи большего количества полномочий федеральным органам власти. Именно угрозой сепаратизма и противодействием центробежным тенденциям 1990-х годов и была обусловлена централизация 2000–2010-х годов, получившая свое конституционное оформление в поправках 2020 г. Примечательно, что разработчики поправок комментировали включение в конституционный текст упоминания о «единой системе публичной власти» так, будто никакой системы публичной власти в России ранее и не существовало. «Необходимость конституционного подтверждения единства системы публичной власти в стране» была обусловлена «недостаточной скоординированностью» деятельности государственного и муниципального уровней власти, что было предложено исправить правовыми способами, ведь «под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей». Конституционный Суд РФ, анализируя соответствующие положения поправок, признал их соответствующими Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), увязывая единство системы публичной власти с понятием государственности. В контексте реальной Конституции РФ контролируемое «единство» публичной власти сводится к единству воли ее руководства — Президента РФ, а управляемая «системность» воплощается в ограничении возможных форм осуществления публичной власти.

Глобальный выбор цивилизации, к социальному аспекту которого, несомненно, принадлежит идея об организации общественных отношений на правовой основе, требует, чтобы с переходом публичных функций, составляющих позитивную политико-правовую ответственность, происходил и переход способности нести за их осуществление негативную политико-правовую ответственность.

Список литературы

1. «Особый путь»: от идеологии к методу / под редакцией Т. Атнашева, М. Велижева, А. Зорина. 2-е изд. Москва : Новое литературное обозрение, 2023. 483 с.
2. Афанасьева О.Н. Институт федеральной территории как инструмент снижения рисков правового регулирования и раскрытия интеллектуального потенциала наукограда «Сириус» / О.Н. Афанасьева, В.В. Сычев // Федерализм. 2022. № 4. С. 41–44.
3. Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок / С.Н. Бабурин. Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2016. 829 с.
4. Глигич-Золотарева М.В. Теория и практика федерализма: системный подход / М.В. Глигич-Золотарева. Новосибирск : Наука, 2009. 639 с.
5. Гриценко Е.В. Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020 года / Е.В. Гриценко // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. № 4. С. 80–97.
6. Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации / Н.М. Добрынин. Новосибирск : Наука, 2003. 467 с.
7. Золотарева М.В. Правовые основы изменения состава субъектов Российской Федерации / М.В. Золотарева, Т.Я. Хабриева // Государство и право. 2001. № 1. С. 91–96.
8. Лексин И.В. Территориальное устройство России: конституционно-правовые проблемы / И.В. Лексин. Москва : ЛЕНАНД, 2014. 432 с.
9. Ливеровский А.А. Исторические и правовые особенности субъектного состава Российской Федерации / А.А. Ливеровский // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2001. № 1. С. 83–85.
10. Объединение регионов Российской Федерации : социологические данные, глубинные интервью, сравнительный анализ : монография / под редакцией И.Ю. Окунева. Москва : Аспект Пресс, 2020. 205 с.
11. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Ха
12. O'Leary, B. An Iron Law of Federations? A (neo-Diceyian) theory of the Necessity of a Federal Staatsvolk, and of Consociational Rescue. The 5th Ernest Gellner Memorial Lecture / B. O'Leary // Nations and Nationalism. 2001. Vol. 7. Iss. 3. P. 273–296.
13. Vile, M. Federation and Confederation: the Experience of the United States and the British Commonwealth / M. Vile // Political Co-operation in Divided Societies: A Series of Papers Relevant to the Conflict in Northern Ireland / ed. by D. Rea. Dublin : Gil
Остальные статьи