Дата публикации: 12.12.2024

Критический анализ стереотипов о федеративном устройстве: контуры новых дискуссий исследователей и практиков государственного строительства в современной России. Часть 2. Советские стереотипы

Аннотация

В настоящем исследовании предпринимается попытка критического осмысления наиболее известных стереотипов о федеративном устройстве, сложившихся в мировой доктрине. С позиций критического реализма анализируются советские стереотипы, основанные на идеализации социальной инженерии и воспроизводящиеся в современной отечественной доктрине, включающие в себя доктринальное разделение федераций на «конституционные» и «договорные», противопоставление территориальных федераций национальным, а также ставшее классическим понимание права народов на самоопределение. Выявленные таким образом проблемы значительно выходят за рамки вопросов федеративного устройства и могут быть обнаружены в других элементах предмета отечественного конституционного права.




В опубликованной ранее части настоящей работы были рассмотрены либеральные стереотипы о федерализме, характерные для общемировой доктрины федерализма. В отдельный блок стереотипов о федерализме, характерных уже не для общемировой, но для отечественной доктрины, выделяется корпус установок, доставшихся ей в наследство от теории советского федерализма.

II. Советские стереотипы

Советские идеологические установки, так же как и либеральные, претендовали на универсальность во всем мире, не только отражая при этом политические интересы конкретного федеративного государства, но и воплощая более широкие конструктивистские претензии марксизма на построение утилитарного общества. В отличие от чуть менее экспансивной идеологии классического либерализма, умеренно относящейся к социальной инженерии, марксизм делает проектирование идеального будущего своей приоритетной задачей. Поэтому научные взгляды на федерализм важно не только отделять от несвойственных им ценностных установок, но и защитить от приписывания им ложных функциональных или социально-конструктивистских характеристик. Несмотря на провал советского эксперимента, некоторые когнитивные установки, лежавшие в его основе, были в качестве дани традиции восприняты современной российской доктриной и практикой государственного строительства. Советский опыт, равно как и советская теория федерализма, должен исследоваться современными учеными, однако его осмысление должно носить критический, а не априорный характер. Именно поэтому представляется необходимым подвергнуть сомнению ряд азбучных установок, знакомых многим еще из учебных пособий.

Во-первых, необходимо отказаться от классификации федераций на «конституционные» и «договорные». Более полувека для отечественной литературы выделение конституционных и договорных федераций является практически хрестоматийным. При этом примечательно, что в литературе наблюдается отсутствие единства трактовки критерия для этой классификации: одни авторы утверждают, что в ее основу положен способ образования федеративной системы (т.е. федерации, учрежденные сверху, агрегированные, и федерации, учрежденные снизу, дезагрегированные), другие авторы ограничивают применение этой классификации лишь в отношении нормативного способа распределения компетенции между уровнями публичной власти. В ходе осмысления отечественной теории федерализма ряд ученых уже пришел к выводу, что выделение конституционных и договорных федераций не имеет смысла, а некоторые из них даже предлагают возможные альтернативы. Помимо того что подобная классификация не имеет под собой реальных эмпирических и рациональных оснований, поскольку исторически была выработана советскими учеными для преодоления слияния ленинской и сталинской теорий федерализма во времена культа личности, ее применение в практике государственного строительства ставит под угрозу все территориальное единство современной Российской Федерации. Так, исходя из предположения о том, что «договорные» федеративные связи создаются по воле субнациональных единиц и, следовательно, могут быть прекращены ими в одностороннем порядке, становится возможным признание односторонней сецессии субъекта РФ. Принимая во внимание маятниковую динамику развития федеративных отношений и приоритет «ручных», ad hoc, а не институциональных средств их организации, нельзя исключать, что подобная идея может оцениваться как отражающая рациональные чаяния населения отдельных регионов в случае одномоментного ослабления силового начала, до сих пор гарантирующего трактовку России как конституционной, а не договорной федерации. В таком случае сепаратистские силы могут провозгласить Федеративный договор 1992 г. учредительным и в одностороннем порядке признать его для себя недействующим — в момент, когда такая опция станет возможной, уже будет неважно, что подобные утверждения являются совершенно ошибочными с правовой точки зрения. Опыт распада СССР показал нам, что политические резоны, неподкрепленные правовой догмой, а порой вступающие в прямое противоречие с ними, в кризисных ситуациях всегда перевесят правовую догму, не имеющую за собой силовой поддержки. Избавить отечественную практику государственного строительства от подобных лакун полностью — безусловно, задача невозможная, однако представляется, что ученое сообщество должно сделать все для того, чтобы устранить наиболее очевидные противоречия между провальной советской теорией и современной российской практикой.

Во-вторых, аналогичным образом спорно деление федераций на национальные и территориальные. Так же как и предыдущая классификация, выделение национальных и территориальных федераций было обусловлено конкретно-историческими причинами: советским авторам было принципиально показать разницу существовавших буржуазных федераций, основанных на эксплуатации, и федеративного союза свободных от эксплуатации этнических групп. Оправданная политическими целями момента, эта классификация в данный момент утратила свою актуальность, поскольку Россия, став на путь либеральной демократии, стала одной из буржуазных федераций, критикуемых советской теорией социалистической федерации, что делает ее аргументы неприменимыми в современной доктрине. Кроме того, анализ мировой практики федеративного строительства рисует более сложную, мозаичную картину этнического федерализма: в некоторых «территориальных» федерациях, например в США, этнический фактор может учитываться при осуществлении власти муниципалитетами. С другой стороны, не все этносы в «национальных» федерациях вроде Индии, Непала, Нигерии и Эфиопии являются титульными и организованы в соответствующие территориальные образования. При этом лишь в некоторых «национальных» федерациях (Бельгия, Босния и Герцеговина) этнический фактор лежит в основе организации и деятельности всех институтов публичной власти, в то время как большинство федераций ограничиваются лишь предоставлением отдельным территориальным образованиям большей компетенции или доли представительства в соответствующих федеральных органах. Таким образом, доктринальное признание федерации «национальной» не влечет за собой решительно никаких правовых последствий, качественно отличавших политико-правовую связь ее субъектов от аналогичной связи между субъектами «территориальной» федерации. Сказанное не отменяет необходимости дальнейшего изучения этнических федераций и их особенностей, проведения сравнительных исследований для выявления закономерностей их развития.

Список литературы

1. Маркс К. Гражданская война во Франции [1871] / К. Маркс // Маркс К. Сочинения : в 30 томах : Т. 17. Июль 1870 - февраль 1872 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Москва : Госполитиздат, 1960. С. 317–370.
2. Trudeau P.E. Federalism and the French Canadians / P.E. Trudeau. Toronto : Macmillan of Canada, 1968. 212 p.
3. Энгельс Ф. К критике проекта социал-демократической программы 1891 г. [1891] / Ф. Энгельс // Маркс К. Сочинения : в 30 томах. Т. 22. Январь 1890 - август 1895 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Москва : Госполитиздат, 1962. С. 227–243.
4. Энгельс Ф. Гражданская война в Швейцарии [1847] / Ф. Энгельс // Маркс К. Сочинения : в 30 томах : Т. 4: Май 1846 - март 1848 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Москва : Госполитиздат, 1955. С. 349–356.
5. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство : учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей юрид. вузов / В.Е. Чиркин. Москва : Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997. 124 с.
6. Черепанов В.А. Федеративная реформа в России : монография / В.А. Черепанов. Москва : Издательство «Социально-политическая мысль», 2007. 318 с.
7. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт / М.Х. Фарукшин. Казань : Издательство Казанского университета, 1998. 334 с.
8. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма : учебное пособие / И.А. Умнова ; 2. изд., испр. и доп. Москва : Дело, 2000. 302 с.
9. Советское государственное право : учебник для юридических институтов / под общей редакцией А.Я. Вышинского. Москва : Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938. 652 с.
10. Розин Э.Л. Маркс и Энгельс о формах организации государственного единства (о формах государственного устройства) / Э.Л. Розин // Труды ВЮЗИ. 1974. Т. XXX. С. 3–29.
11. Маркс К. Энгельсу в Манчестер, 2 ноября 1867 / К. Маркс // Маркс К. Сочинения : в 30 томах : Т. 31. Переписка между К. Марксом и Ф. Энгельсом / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Москва : Госполитиздат, 1963. С. 316–318.
12. Маркс К. Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов [1850] / К. Маркс, Ф. Энельс // Маркс К. Сочинения : в 30 томах : Т. 7. : Август 1849 г. – июнь 1851 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Москва : Госполитиздат, 1956. С. 257–267.
13. Маркс К. Морализирующая критика и критикизирующая мораль [1847] / К. Маркс // Маркс К. Сочинения : в 30 томах : Т. 4: Май 1846 - март 1848 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Москва : Госполитиздат, 1955. С. 291– 321.
14. Абдулатипов Р.Г. Федералогия / Р.Г. Абдулатипов. Санкт-Петербург : Питер, 2004. 320 с.
15. Левин И.Д. Суверенитет / И.Д. Левин. Москва : Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948. 376 с.
16. Краснов М.А. Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов : учебное пособие / М.А. Краснов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. 506 с.
17. Корольков В.В. Актуализация классификации федеративных систем: основания для пересмотра выделения «договорных» и «конституционных» федераций / В.В. Корольков // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 7. С. 47–57.
18. Ким Ю.В. Федеративный режим / Ю.В. Ким. Москва : Формула права, 2007. 255 с.
19. Златопольский Д.Л. СССР — федеративное государство / Д.Л. Златопольский. Москва : Издательство Московского университета, 1967. 335 с.
20. Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы / Н.М. Добрынин. Новосибирск : Наука, 2005. 426 с.
21. Гуляков А.Д. Федерализм: механизм возникновения и основные направления развития: историко-государствоведческое исследование : монография / А.Д. Гуляков. Москва : РИОР : ИНФРА, 2020. 385 с.
22. Глигич-Золотарева М.В. Теория и практика федерализма: системный подход / М.В. Глигич-Золотарева. Новосибирск : Наука, 2009. 639 с.
23. Болтенкова Л.Ф. Теория и практика федерализма : учебно-методическое пособие / Л.Ф. Болтенкова. Москва : Изд-во РАГС, 2014. 214 с.
24. Бабурин С.Н. Территория государства : правовые и геополитические проблемы / С.Н. Бабурин. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1997. 477 с.
25. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон ; перевод с английского В.Г. Николаева ; под редакцией С.П. Баньковской. Москва : Кучково поле, 2016. 413 с.
26. Авакьян С.А. Конституционное право России : учебный курс : учебное пособие для студентов. В 2 томах. Т. 2 / С.А. Авакьян. 7-е изд., перераб. и доп. с учетом конституционной реформы 2020 г. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. 935 с.
Остальные статьи