Не отличающиеся единообразием историко-философские взгляды на Россию как страну-цивилизацию и Русский мир в настоящее время не имеют теоретико-юридического обоснования и правовых механизмов реализации. В связке «Я — Общество — Государство — Право — Цивилизация» первые четыре действующих лица являются наиболее подвижными величинами, могут меняться местами по степени влияния друг на друга и на Цивилизацию в целом, а последняя, будучи композитным сплавом их функционирования, представляется некоей константой и гарантией существования и развития страны. Русский мир видится автору как самоидентифицирующееся негосударственное интернациональное культурно-языковое состояние личности и народов многонациональной России, а также граждан других государств, добровольно его признающих.
С позиции конституционного (государственного) права предполагается дифференциация роли государства в разных структурных элементах страны-цивилизации и Русского мира, наделение его новым комплексом обязанностей по участию в их обеспечении.