Проблема баланса конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
Аннотация
В статье содержатся критические замечания в отношении преобладающей в юридической литературе маскировки конституционных обязанностей как имеющих второстепенную ценность по сравнению с высшей ценностью конституционных прав и свобод человека и гражданина. Предлагаемая трактовка Конституции РФ основана на признании тождества происхождения и ценности конституционных прав и обязанностей в составе необходимого их баланса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 02/2025 |
Страницы | 19-25 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-2-19-25 |
Декларация взаимосвязи прав и обязанностей человека и гражданина
На уровне онтологии (теории бытия) едва ли оспорим не новый тезис о взаимосвязи прав и обязанностей, который отстаивали еще и К. Маркс, и русские государствоведы. В 1864 г. К. Маркс опубликовал «Временный Устав Товарищества», члены которого «считают своим долгом требовать прав человека и гражданина не только для себя самого, но и для всякого человека, выполняющего свои обязанности. Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». Б.Н. Чичерин в это же самое время утверждал, что «свобода не состоит в одном приобретении и расширении прав… Человек потому только имеет права, что он несет на себе обязанности, и наоборот: от него можно требовать исполнения обязанностей единственно потому, что он имеет права. Это два неразрывных начала». Правда, выдвигаемое обоими авторами для наличия у человека прав условие в виде исполнения им обязанностей едва ли согласуется с современными представлениями о природе основных прав независимо от применяемой методологии. Например, с позиции теорий естественности этого феномена основные права человека существуют не по причине исполнения им обязанностей, а потому, что свобода — естественное состояние, а марксистско-ленинская методология приводит к выводу о том, что основные права и свободы завоевываются в социальной борьбе.
Тезис о взаимосвязи прав и обязанностей признан и Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., которая провозглашает, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (ст. 29 абз. 1). Декларация не может претендовать на статус международного договора, потому что документ не был ратифицирован ни СССР, ни Российской Федерацией, ни каким-либо другим государством. Однако как документ, содержащий общепризнанные принципы и нормы международного права в силу ст. 15 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) Всеобщая декларация прав человека входит в круг составных частей правовой системы страны.
Маскировка конституционных обязанностей
В советских конституциях закреплялось единство основных прав и обязанностей. «Осуществление прав и свободнеотделимо от исполнения гражданином обязанностей», — гласила ст. 59 Конституции СССР 1977 г. Она содержала широкий перечень не только конституционных (основных) прав, свобод, но и основных обязанностей. Например, в Конституции СССР 1977 г. было указано почти полтора десятка обязанностей гражданина СССР, включая и обозначенные разными терминами (долг, забота, уважение, охрана, содействие и др.).