Страна-цивилизация и Русский мир: конституционно-правовые вопросы
Аннотация
Не отличающиеся единообразием историко-философские взгляды на Россию как страну-цивилизацию и Русский мир в настоящее время не имеют теоретико-юридического обоснования и правовых механизмов реализации. В связке «Я — Общество — Государство — Право — Цивилизация» первые четыре действующих лица являются наиболее подвижными величинами, могут меняться местами по степени влияния друг на друга и на Цивилизацию в целом, а последняя, будучи композитным сплавом их функционирования, представляется некоей константой и гарантией существования и развития страны. Русский мир видится автору как самоидентифицирующееся негосударственное интернациональное культурно-языковое состояние личности и народов многонациональной России, а также граждан других государств, добровольно его признающих. С позиции конституционного (государственного) права предполагается дифференциация роли государства в разных структурных элементах страны-цивилизации и Русского мира, наделение его новым комплексом обязанностей по участию в их обеспечении.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2024 |
Страницы | 4-10 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-9-4-10 |
Россия находится в переходном периоде, обозначаемом пока еще весьма общими словами. В октябре 2021 г., выступая на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», Президент РФ В.В. Путин заявил о наступлении эпохи перемен. «Все говорят о том, что существующая модель капитализма, а это сегодня основа устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя». По его словам, в ней больше нет выхода из клубка противоречий. Невольно возникает вопрос: надо ли России и дальше путаться в этом клубке? Выбор невелик. Философы и историки говорят, что стратегически есть два пути развития: формационный и цивилизационный.
Государство-цивилизация или страна-цивилизация?
Утвержденная Указом Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 Концепция внешней политики Российской Федерации впервые для нормативного акта федерального уровня исходит из квалификации России как государства-цивилизации. Названный акт также констатирует наличие Русского мира, о существовании которого конституционное (государственное) право России умалчивает, т.е. де-юре не признает.
Анализ потенциала Концепции не входит в предмет статьи. Однако очевидно, что без теоретического обоснования и конституциализации, т.е. введения в конституционно-правовое поле, а также адекватной практики внутригосударственного развития глубина представлений о государстве (стране) — цивилизации и Русском мире не выйдет за пределы красивого лозунга.
При этом думается, что в целях уменьшения рисков подмены и/или смешения понятий представляется более корректным использование термина «страна-цивилизация», так как при всем разнообразии мнений в научной литературе цивилизация никогда не отождествляется с государством. Кроме государства в нее обычно включают и общество во всем его человеческом, экономическом и социально-политическом многообразии.