Цель. Статья подготовлена по результатам выступления на Втором профессорском педагогическом форуме «Университет в эпоху педагогических новаций», состоявшемся 1–3 июня 2023 г. в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Автор анализирует правовую основу патриотического воспитания в системе высшего образования, описывает практику организации работы на данном направлении при подготовке работников прокуратуры, отражает имеющиеся проблемы, предлагает пути их разрешения. Методология: при написании статьи в основном применялись общенаучные методы анализа, синтеза, системный, логический методы (при изложении материала, формировании выводов). Выводы. В статье автор подчеркивает необходимость повышения эффективности работы по патриотическому воспитанию в высших учебных заведениях. На основе исследования законодательных и подзаконных актов определяет понятие патриотического воспитания, принципы, выделяет средства, формы и методы, которые могут быть использованы в данной работе. Обращает внимание, что условиями успеха являются субъективное отношение педагога к Отечеству, его личностные качества, готовность к воспитанию у обучающихся патриотизма, наличие знаний, умений и навыков по воспитанию, в связи с чем на данном направлении требуется усиление теоретической и методической подготовки педагогического состава высших учебных заведений. Научная и практическая значимость. Информация аналитического и практического характера может вызвать научную заинтересованность для педагогических работников и преподавателей вузов, работников органов и организаций прокуратуры, практикующих юристов.