Автономия как принцип статуса высших учебных заведений
Annotation
Цель. Принцип автономии высших учебных заведений известен юридической науке и правовому регулированию, однако его содержание и смысл до сих пор остаются неопределенными. Целью данной статьи является выявление содержательных характеристик и гарантий принципа автономии высших учебных заведений. Методология: всеобщие методы (диалектический и метафизический), общенаучные методы (дедукция, индукция, анализ, синтез), частнонаучные методы (формально-юридический и проч.). Выводы. Во-первых, автономия является важнейшим принципом правового статуса высших учебных заведений и характеризует их взаимоотношения с государством. Во-вторых, автономия является элементом реализации конституционного права на образование (ст. 43 Конституции РФ). В-третьих, принцип автономии высших учебных заведений обеспечивается системой административно-правовых, научно-образовательных и финансовых гарантий. Научная и практическая значимость. В результате проведенного исследования сформулировано авторское определение принципа автономии высших учебных заведений, выявлены гарантии названного принципа (научная значимость). Практическая значимость заключается в том, что предложенные подходы и выводы, связанные с нормативным содержанием принципа автономии, могут найти отражение в образовательном законодательстве Российской Федерации.
Type | Article |
Information | Juridical Education and Science № 09/2025 |
Pages | 34-38 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-9-34-38 |