Published Date: 25.09.2025

Автономия как принцип статуса высших учебных заведений

Annotation

Цель. Принцип автономии высших учебных заведений известен юридической науке и правовому регулированию, однако его содержание и смысл до сих пор остаются неопределенными. Целью данной статьи является выявление содержательных характеристик и гарантий принципа автономии высших учебных заведений. Методология: всеобщие методы (диалектический и метафизический), общенаучные методы (дедукция, индукция, анализ, синтез), частнонаучные методы (формально-юридический и проч.). Выводы. Во-первых, автономия является важнейшим принципом правового статуса высших учебных заведений и характеризует их взаимоотношения с государством. Во-вторых, автономия является элементом реализации конституционного права на образование (ст. 43 Конституции РФ). В-третьих, принцип автономии высших учебных заведений обеспечивается системой административно-правовых, научно-образовательных и финансовых гарантий. Научная и практическая значимость. В результате проведенного исследования сформулировано авторское определение принципа автономии высших учебных заведений, выявлены гарантии названного принципа (научная значимость). Практическая значимость заключается в том, что предложенные подходы и выводы, связанные с нормативным содержанием принципа автономии, могут найти отражение в образовательном законодательстве Российской Федерации.



Library

1. Абанкина И.В. Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений / И.В. Абанкина, В.А. Винарик, Л.М. Филатова // Журнал новой экономической ассоциации. 2016. № 3 (31). С. 111–143.
2. Бирюков С.В. Проблемы правового регулирования выборов ректора высшего учебного заведения в Российской Федерации / С.В. Бирюков // Журнал российского права. 2020. № 6. С. 95–105.
3. Богданова Н.А. Музей Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова как учебно-воспитательный и культурный центр / Н.А. Богданова, Д.Д. Коновалов // Юридическое образование и наука. 2025. № 1. С. 14–17.
4. Голиченков А.К. Концепция развития юридического образования в современной России: возможный подход к формированию / А.К. Голиченков, А.А. Бережнов // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2022. № 5. С. 3–15.
5. Кирилловых А.А. Высшее учебное заведение как субъект административного права : диссертация кандидата юридических наук / А.А. Кирилловых. Киров, 2013. 251 с.
6. Козырин А.Н. Современные контуры образовательного права / А.Н. Козырин // Закон. 2007. № 4. С. 17–28.
7. Коновалов Д.Д. Развитие идеи прав человека в России. Размышления и постановка проблем / Д.Д. Коновалов. Москва : Проспект, 2022. 72 с.
8. Маркина Е.В. Проблемы обеспечения финансовой самостоятельности высших учебных заведений в Российской Федерации / Е.В. Маркина // Финансы и кредит. 2006. № 25 (229). С. 15–19.
9. Садовничий B.А. Университет XXI века. Размышления об университетском образовании / B.А. Садовничий // Экономика и управление. 2006. № 2. С. 16–22.
10. Скоблева Э.И. Финансирование системы высшего образования в России на современном этапе / Э.И. Скоблева // Проблемы современной экономики. 2017. № 4 (64). С. 200–203.
11. Томсинов В.А. Роль Университета в жизни общества / В.А. Томсинов // Этнос и право. 2016. № 1. С. 4–8.
12. Философия права. Очерки / Е.А. Фролова, Л.Э. Авджян, К.А. Батырев [и др.]. Москва : Проспект, 2025. 288 с.
13. Шевелева Н.А. Бюджетно-правовой статус российских государственных университетов: пределы самостоятельности в распоряжении денежными средствами / Н.А. Шевелева // Журнал российского права. 2018. № 12. С. 72–87.
14. Шугрина Е.С. Автономия вуза и академические свободы: соотношение международного и национального правового регулирования / Е.С. Шугрина // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 8. С. 1041–1049.

Other articles