Цель. Автор анализирует с теоретической и практической точек зрения вопросы научно-исследовательского характера, отражающие возможности включения в конструкции гражданско-правовых договоров специфических текстовых фраз — инструментов (юридических ловушек), позволяющих предпринимателям поставить контрагента в заблаговременно менее выгодное положение.
Методология: при написании статьи применялся сравнительный метод познания явления и процессов в праве. Кроме того, использовались: логический метод (при изложении материала, формировании выводов); метод обращения к выводам институциональной теории в части значимости правовых отношений.
Выводы. Полагаем, что: 1) договор можно рассматривать как совокупность норм, положений и условий, его составляющих, независимо от того, написаны (напечатаны) они в тексте договора-документа или нет; 2) автор доказывает, что только включить юридическую ловушку в договор недостаточно, нужно знать, как воспользоваться предоставленными ею возможностями; 3) автор считает ошибочным мнение, согласно которому включение юридических ловушек в договор противоречит принципу добросовестности (п. 3 ст. 1 ГК РФ), поскольку это не всегда делается с недобросовестными намерениями.
Научная и практическая значимость. Информация аналитического и практического характера, в том числе приведенные выводы, могут представлять научную заинтересованность для практикующих юристов, педагогических работников и преподавателей вузов, бизнесменов-предпринимателей, а также для студентов юридических вузов.