Юридический уроборос, или Простые сложности заключения государственных контрактов в свете последних изменений Закона № 44-ФЗ
Аннотация
Данная статья посвящена особенностям реализации способов заключения государственных контрактов, а также актуальным проблемам определения их условий в свете последних изменений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения публичных нужд. Автор полагает, что указанные вопросы следует рассматривать через призму политики права, во многом определяющей сущностные характеристики того, каким должно быть нормативно-правовое регулирование в указанной сфере для реализации содержательных задач общества и государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Администратор суда № 03/2024 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/2072-3636-2024-3-19-23 |
Современная договорная практика демонстрирует, что самый непростой порядок определения условий и возникновения гражданско-правовых обязательств свойственен именно государственным контрактам. Еще в 1994 г. Высший Арбитражный Суд РФ определил, что «указанные договоры не следует рассматривать в качестве обычных предпринимательских договоров. Поэтому при рассмотрении споров нужно учитывать особенности этих отношений». Отечественный законодатель все последующие годы тщательно внимал потребностям становления рыночных экономических отношений в нашей стране, характеризовавшихся активным участием в них публично-правовых образований, поэтому на текущий момент институт государственного контракта представляет собой обширный блок правил, рассредоточенных в значительном количестве нормативных правовых актов различной юридической силы.
Первопричина данного явления кроется в том, что государство обладает особым статусом, а обеспечение государственной, а значит, и национальной безопасности, в том числе минимизация коррупционных, долговых, временных, налоговых, исполнительских и иных возможных рисков, определяет экстраординарный подход к формированию условий государственных контрактов и их исполнению.
Как следует из п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) неизменно обязательным условием договора является условие о его предмете. Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, понимание сути предмета договора вовсе не столь очевидно с позиции юридической догматики. В цивилистической доктрине, как указывает Ю.Ф. Беспалов, нет единого подхода к определению понятия «предмет договора», однако, по его мнению, «предмет договора включает как наличие самого объекта договора, так и совокупность действий (воздержание от действий) сторон по поводу данного объекта и по отношению друг к другу».
Но если с предметами договоров, а также четко поименованными в нормативных правовых актах их иными существенными условиями специалисты в области договорной работы научились справляться, то другие условия, в отношении которых, к примеру, по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, причисляемое ГК РФ к группе существенных, порой вызывают массу вопросов и порождают судебные споры. Применительно к заявляемым одной из сторон сделки условиям стоит уточнить, что, согласно позиции Верховного Суда РФ, выраженной в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», такие заявляемые условия будут квалифицироваться как существенные, даже если они восполнялись бы диспозитивной нормой.
Как в таком случае работают указанные правила применительно к сфере государственных контрактов?