В статье исследуются критерии, отличающие преступление от менее общественно опасных нарушений налогового законодательства, и отмечается, что для правильного применения норм права важно учитывать не только размер неуплаченных налогов, но и субъективное отношение должностных лиц к совершенным действиям.
Исследуется проблема определения лица, которого можно считать исполнителем преступления, и акцентируется внимание на единстве юридического статуса данного лица и направленности умысла его действий. Признаки субъекта преступления в диспозиции ст. 199 УК РФ не определены, высшие судебные инстанции делают акцент на полномочиях в части подготовки и подписания налоговой отчетности.
В статье проведен анализ субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ. Отмечено, что для квалификации деяния как преступления наличие прямого умысла является обязательным элементом, что подразумевает не только осознание лицом ложности сведений, включенных в налоговую отчетность, но и желание достижения противоправного результата.
В работе указывается на необходимость согласованных разъяснений со стороны высших судебных инстанций для унификации правоприменительной практики в области уголовных дел о налоговых преступлениях, особенно с учетом возможности применения института соучастия в преступлении.