В условиях стремительного совершенствования публично-правового законодательства, ориентированного на защиту основополагающих конституционных ценностей от внутренних и внешних угроз, обращение к теме прекращения гражданства Российской Федерации по инициативе государства имеет особое значение. Текущее состояние нормативно-правового регулирования сферы прекращения гражданства сложно признать удовлетворительным ввиду формальной неопределенности целого ряда нормативных предписаний. В настоящей статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с утратой российского гражданства против воли гражданина. Акцентировано внимание на том, что в условиях реформирования законодательства о гражданстве произошло стирание граней между институтами прекращения и лишения гражданства. Особое внимание уделено вопросам прекращения гражданства вследствие совершения преступления. Действующее правовое регулирование допускает возможность утраты права на гражданство за совершение уголовно наказуемых деяний, отличающихся значительной распространенностью, и неоконченных преступлений. Высказывается точка зрения о том, что в основу построения перечня уголовно наказуемых деяний, совершение которых сопряжено с утратой права на гражданство, должен быть положен универсальный критерий, указывающий на особый антиконституционный характер противоправных деяний. Предлагается принимать решения о прекращении гражданства в отношении лиц, совершивших преступления, на которые не распространяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности.