Реформирование института прекращения российского гражданства против воли гражданина
Аннотация
В условиях стремительного совершенствования публично-правового законодательства, ориентированного на защиту основополагающих конституционных ценностей от внутренних и внешних угроз, обращение к теме прекращения гражданства Российской Федерации по инициативе государства имеет особое значение. Текущее состояние нормативно-правового регулирования сферы прекращения гражданства сложно признать удовлетворительным ввиду формальной неопределенности целого ряда нормативных предписаний. В настоящей статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с утратой российского гражданства против воли гражданина. Акцентировано внимание на том, что в условиях реформирования законодательства о гражданстве произошло стирание граней между институтами прекращения и лишения гражданства. Особое внимание уделено вопросам прекращения гражданства вследствие совершения преступления. Действующее правовое регулирование допускает возможность утраты права на гражданство за совершение уголовно наказуемых деяний, отличающихся значительной распространенностью, и неоконченных преступлений. Высказывается точка зрения о том, что в основу построения перечня уголовно наказуемых деяний, совершение которых сопряжено с утратой права на гражданство, должен быть положен универсальный критерий, указывающий на особый антиконституционный характер противоправных деяний. Предлагается принимать решения о прекращении гражданства в отношении лиц, совершивших преступления, на которые не распространяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2025 |
| Страницы | 26-30 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-9-26-30 |
Проблематика принудительного прекращения российского гражданства (денатурализация), приобретенного не по праву рождения, в настоящее время является одной из актуальных в правовом регулировании конституционного статуса личности.
Возрастание интереса к этой проблеме со стороны законодателя отчетливо наблюдается в последние годы, ознаменовавшиеся кардинальной трансформацией миграционного законодательства, а также законодательства Российской Федерации о гражданстве.
Был принят Федеральный закон № 138-ФЗ от 28 апреля 2023 г. «О гражданстве Российской Федерации», которым основательно изменены подходы в нормативной регламентации института прекращения гражданства вопреки воле российского гражданина.
Приоритетное значение при реформировании данного института придано интересам национальной безопасности. Особенно это заметно на примере расширения оснований прекращения гражданства. В отличие от ранее действовавшего законодательства в Федеральном законе о гражданстве появились такие новые основания для утраты статуса гражданина, как угрожающая безопасности Российской Федерации деятельность и неисполнение обязанности по первоначальной постановке на воинский учет. Одновременно с этим значительно разросся перечень криминальных деяний, влекущих аннулирование гражданства.
Исходя из этого можно заключить, что в рамках проведенной модернизации законодательства о гражданстве институт денатурализации приобрел ярко выраженный политический характер. Такой подход законодателя во многом закономерен. В условиях конфронтации со странами Североатлантического альянса вопросы защиты национальных интересов приобретают особую актуальность.
