В представленной статье авторами рассматривается современная ситуация, складывающаяся в сфере обеспечения правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Обращается внимание на особую необходимость предупреждения пенитенциарных правонарушений, в связи с чем автор фокусирует внимание на такой форме профилактического воздействия, как объявление официального предостережения. В статье приводится обзор научной разработанности темы, делается вывод о ее недостаточной изученности применительно к потребностям уголовно-исполнительной системы. Проведенный системный анализ отдельных положений федерального законодательства позволил выявить следующие проблемные моменты: несмотря на весомый превентивный потенциал, заложенный в ст. 17.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, позволяющий включить в число объектов профилактической работы не только осужденных, подозреваемых и обвиняемых, но и иных лиц, которые могут посещать учреждения, исполняющие наказания, его полноценная реализация упирается в содержание некоторых статей Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», неудачная формулировка которых ограничивает превентивный ресурс уголовно-исполнительного законодательства, сводя профилактические усилия к работе со спецконтингентом. Также авторами выявляется и обосновывается необходимость дополнения названия ст. 20 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» словом «бездействий» ввиду того, что данная форма пассивного поведения является достаточно распространенной среди спецконтингента и выступает условием для совершения различных правонарушений. С учетом изложенного авторами предлагаются изменения в федеральное законодательство, позволяющие оптимизировать профилактическую работу в условиях учреждений, исполняющих наказания.