Проблемы закрепления и реализации административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники
Аннотация
В статье рассмотрены проблемные вопросы нормативной регламентации и реализации административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники. Выявлено противоречие между нормами Общей и Особенной частей Кодекса РФ об административных правонарушениях в части определения размера штрафа за указанное правонарушение. Авторы дают оценку сложившимся в правоприменительной практике подходам к назначению наказания по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, обосновывают позицию о характере соотношения норм Общей и Особенной частей Кодекса, формулируют вывод о необходимости устранения выявленной коллизии, аргументируют предложенный ими способ разрешения исследуемой проблемы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 09/2024 |
Страницы | 63-72 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-9-63-72 |
Пожалуй, нет такой сферы общественных отношений, административно-правовая охрана которой не подверглась бы изменению. Не вызывает сомнения цель корректировки административно-деликтных норм, обусловленная необходимостью обеспечить правомерное поведение участников правоотношений, режим законности, защищенности прав частных и публичных субъектов.
Изучение содержания указанных норм, их соотношения, практики применения является задачей науки административного права, в рамках которой успешно развивается административная пенология, предполагающая разработку и практическое обоснование мер, которые ориентированы на повышение эффективности административного наказания. Санкции за административные правонарушения должны быть справедливыми, соразмерными противоправному поведению, за которое они применяются, и обеспечивать превенцию - как общую, так и частную, не допуская рецидива.
Штраф выступает одним из наиболее востребованных административных наказаний. Это предопределяется прежде всего самим законом: большинство норм Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ, Кодекс) содержат именно эту санкцию. Очевидна разумность установления размеров штрафов не только в твердой денежной сумме, но и другим образом. Он может соответствовать стоимости предмета административного правонарушения; быть установлен пропорционально сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) и т.п.
Такой подход обеспечивает соответствие рассматриваемого наказания степени общественной «вредности» административного правонарушения, ущербу, наносимому им общественным отношениям или реальной угрозе его причинения. Оправданность подхода законодателя к определению размера штрафа за деяния, предусмотренные ст. 8.8 КоАП РФ (в процентном отношении к кадастровой стоимости земельного участка), неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ, по мнению которого размеры установленных КоАП РФ штрафов «должны обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов». Этот способ определения размеров административных штрафов соответствует Конституции РФ и не нарушает конституционные права и охраняемые законом интересы лиц, привлекаемых к административной ответственности.