Дата публикации: 12.09.2024

Проблемы закрепления и реализации административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники

Аннотация

В статье рассмотрены проблемные вопросы нормативной регламентации и реализации административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники. Выявлено противоречие между нормами Общей и Особенной частей Кодекса РФ об административных правонарушениях в части определения размера штрафа за указанное правонарушение. Авторы дают оценку сложившимся в правоприменительной практике подходам к назначению наказания по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, обосновывают позицию о характере соотношения норм Общей и Особенной частей Кодекса, формулируют вывод о необходимости устранения выявленной коллизии, аргументируют предложенный ими способ разрешения исследуемой проблемы.




Пожалуй, нет такой сферы общественных отношений, административно-правовая охрана которой не подверглась бы изменению. Не вызывает сомнения цель корректировки административно-деликтных норм, обусловленная необходимостью обеспечить правомерное поведение участников правоотношений, режим законности, защищенности прав частных и публичных субъектов.

Изучение содержания указанных норм, их соотношения, практики применения является задачей науки административного права, в рамках которой успешно развивается административная пенология, предполагающая разработку и практическое обоснование мер, которые ориентированы на повышение эффективности административного наказания. Санкции за административные правонарушения должны быть справедливыми, соразмерными противоправному поведению, за которое они применяются, и обеспечивать превенцию - как общую, так и частную, не допуская рецидива.

Штраф выступает одним из наиболее востребованных административных наказаний. Это предопределяется прежде всего самим законом: большинство норм Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ, Кодекс) содержат именно эту санкцию. Очевидна разумность установления размеров штрафов не только в твердой денежной сумме, но и другим образом. Он может соответствовать стоимости предмета административного правонарушения; быть установлен пропорционально сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) и т.п.

Такой подход обеспечивает соответствие рассматриваемого наказания степени общественной «вредности» административного правонарушения, ущербу, наносимому им общественным отношениям или реальной угрозе его причинения. Оправданность подхода законодателя к определению размера штрафа за деяния, предусмотренные ст. 8.8 КоАП РФ (в процентном отношении к кадастровой стоимости земельного участка), неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ, по мнению которого размеры установленных КоАП РФ штрафов «должны обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов». Этот способ определения размеров административных штрафов соответствует Конституции РФ и не нарушает конституционные права и охраняемые законом интересы лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Список литературы

1. Даньшов В. Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России / В. Даньшов // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. № 2. С. 154–164.
2. Дерюга Н.Н. Пенологические аспекты условий наступления административной ответственности / Н.Н. Дерюга, А.Н. Дерюга // Журнал российского права. 2020. № 4. С. 105–112.
3. Дерюга А.Н. Административная пенология: современные предпосылки исследования / А.Н. Дерюга, С.Н. Шаклеин // Административное право и процесс. 2021. № 5. С. 28–33.
4. Зырянов С.М. Проблемы конструирования составов административных правонарушений в статьях Особенной части КоАП РФ / С.М. Зырянов // Журнал российского права. 2020.№ 8. С. 105–126.
5. Малахов С.А. Виды, характер и дефекты системных связей норм законодательства об административных правонарушениях / С.А. Малахов // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 9. С. 22–33.

Остальные статьи