Цель. Настоящая статья посвящена проблеме соматического права и правосознания. Целью исследования является междисциплинарный анализ реализации соматических прав и соматического правосознания; рассмотрение вопроса педагогического воздействия в образовательном процессе на правовое воспитание обучающихся как способа принятия профилактических мер деформации соматического правосознания личности и формирования правильного понимания образа и ценности своего тела; разработка новой классификации соматических прав, основанной на критерии совместимости с правовой культурой конкретного государства; рассмотрение юридических аспектов ответственности в сфере реализации соматических прав; анализ актуальной судебной практики в сфере реализации правопритязаний относительно возможности человека распоряжаться своим телом по своему усмотрению. Методология: анализ, синтез, синергетика, диалектика, эпистемология, герменевтика. Выводы. В статье делается вывод, что реализация соматического права должна основываться на принципе ответственного отношения к нему. В этой связи в статье с психологического и педагогического ракурса проведен анализ процесса формирования ответственного отношения человека к своему телу. Исследована специфика формирования образа тела у подростков. Показаны отклонения и патологии в процессе принятия человеком себя и собственного тела, провоцирующие, в конечном счете, желание радикальных экспериментов с ним. В работе делается вывод о необходимости дальнейших научных разработок соматического правосознания и формирования в образовательной среде у обучающегося образа тела посредством эффективного правового воспитания, формирования у обучающихся необходимых правовых установок, правовой идеологии, ценностных идей — в целях предупреждения возникновения деформаций правового сознания, духовных дефектов личности. Подход к правовой социализации необходимо реализовывать в образовательном процессе, основываясь на смысловом, идейном подходе к праву. Научная и практическая значимость. Качественно новый ракурс исследования соматических прав сквозь призму сознания позволил выявить ценностные основы соматического правомочия и его мировоззренческую специфику. Статья направлена на концептуализацию научно-исследовательской деятельности ученых-юристов, педагогов и психологов. Автор приходит к выводу о необходимости дальнейших научно-теоретических разработок и научно-практических исследований соматического правосознания, их внедрения в образовательный процесс с целью формирования и развития у обучающихся образа тела посредством правового воспитания, моделирования необходимых правовых установок, правовой идеологии, культуры в целях предупреждения возникновения деформаций правового сознания и достижения гармонии гражданского общества и правового государства.