Дата публикации: 22.02.2024

Подготовка специалистов для судебной системы в контексте полипарадигмальности

Аннотация

В предлагаемой статье автор обращается к вопросу об исследовании роли и значении парадигмы в образовательном процессе, связанном с подготовкой кадров для судебной и прокурорской системы современной России. Для дальнейшей дифференциации, углубления и широкой специализации образовательных и педагогических программ требуется осуществить переход на новый полипарадигмальный уровень образовательного процесса. В статье раскрываются сущность, смысл, свойства и назначение полипарадигмальности для современного образовательного процесса в сфере подготовки специалистов судебной системы современного российского государства и отмечается, что традиционный западный подход к системе подготовки кадров судебной системы, который был воспринят Россией в последние годы, не проявил необходимой эффективности и полноты для обеспечения задач педагогического процесса в исследуемой сфере. В связи с этим требуется обратиться к применению новых образовательных подходов и парадигм, построенных на принципах множественности (многообразности, многомерности) и полифункциональности. Автор приводит характеристики основных (доминантных) парадигм современного образовательного процесса в сфере подготовки высокопрофессиональных специалистов и рассматривает общие вопросы подготовки кадров для судебной системы России в фокусе каждой из обозначенных фундаментальных парадигм.




Российское образование в последние годы претерпело ряд важных изменений. В сфере профессионального высшего образования расширены направления специалитета, что связано с необходимостью подготовки квалифицированных кадров. Подобные изменения произошли и в юридическом образовании.

Подготовка специалистов для судебной системы — сложный и трудоемкий процесс. Прежде всего, государство озабочено подготовкой квалифицированных судей и прокуроров. Именно для этих целей была введена специальность высшего образования «судебная и прокурорская деятельность». Традиционное для европейского и западного юридического образования (как и высшего образования в целом) деление образовательного процесса на бакалавриат и магистратуру недостаточно полно отвечает насущным потребностям актуальной повестки в России, а также нуждам современной отечественной системы образования.

Вместе с тем современный образовательный процесс отличается полипарадигмальностью, что означает множественность подходов к обучению и учащимся и применение разнохарактерных образовательных методик, технологий и педагогических практик. Если в годы СССР образование строилось на основах советской педагогики, особо обоснованных в трудах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, то с крушением советского государства отечественная высшая школа заимствовала разнообразный педагогический инструментарий из западной науки и практики. Ю.В. Громыко писал в 2000 г. о разнообразии инновационных подходов, экспансии педагогических идей из зарубежного опыта . И.Б. Нордман отмечает, что возможно сочетание традиционных и новых, инновационных подходов в образовании.

Настоящая статья посвящена вопросам подготовки кадров для нужд российской судебной системы в контексте полипарадигмальности.

Цель настоящей статьи заключается в установлении специфики подготовки специалистов с высшим образованием для судебной системы в России в фокусе многомерности (полипарадигмальности) образовательной, педагогической теории. Исследуются перспективы подготовки специалистов для судебной системы в контекстах разнохарактерных образовательных парадигм.

Список литературы

1. Агапова Н.Г. Полипарадигмальность как характеристика образования в истории культуры / Н.Г. Агапова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2011. № 30. С. 123–127.
2. Асмолов И.Ю. Практико-ориентированное обучение как детерминанта компетентностной парадигмы отечественного высшего профессионального образования / И.Ю. Асмолов, Н.В. Журавская // XVII Царскосельские чтения : материалы Международной научной конференции (Сан
3. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А.А. Вербицкий. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.
4. Видт И.Е. Культурологические основы образования : монография / И.Е. Видт. Тюмень : Издательство ТюмГУ, 2002. 164 с.
5. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (Теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю.В. Громыко. Минск : Технопринт, 2000. 376 с.
6. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении / А. Дистервег // Народное образование. 1998. № 7. С. 193–197.
7. Никитская Е.А. Полипарадигмальность в системе подготовки и профессиональной социализации специалистов социальной сферы / Е.А. Никитская // Преподаватель ХХI век. 2022. № 3. С. 46–51.
8. Нордман И.Д. К вопросу о возможности сочетания традиционных и инновационных образовательных парадигм / И.Д. Нордман // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16. С. 232–235.
9. Рагозина Г.А. Значение компетентностной парадигмы в образовании / Г.А. Рагозина, И.В. Коняхина // Приволжский научный вестник. 2014. № 2 (30). С. 159–166.
10. Серякова С.Б. Компетентностная парадигма в образовании / С.Б. Серякова // Информация и образование: границы коммуникации. 2010. № 2 (10). С. 11–13.
11. Фомичева И.Г. Теоретико-методологические основания структуризации педагогического знания / И.Г. Фомичева // Педагогика. 2001. № 9. С. 11–19.
12. Шиянов Е.Н. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева // Педагогика. 2005. № 9. С. 14–23.

Остальные статьи