Подготовка специалистов для судебной системы в контексте полипарадигмальности
Аннотация
В предлагаемой статье автор обращается к вопросу об исследовании роли и значении парадигмы в образовательном процессе, связанном с подготовкой кадров для судебной и прокурорской системы современной России. Для дальнейшей дифференциации, углубления и широкой специализации образовательных и педагогических программ требуется осуществить переход на новый полипарадигмальный уровень образовательного процесса. В статье раскрываются сущность, смысл, свойства и назначение полипарадигмальности для современного образовательного процесса в сфере подготовки специалистов судебной системы современного российского государства и отмечается, что традиционный западный подход к системе подготовки кадров судебной системы, который был воспринят Россией в последние годы, не проявил необходимой эффективности и полноты для обеспечения задач педагогического процесса в исследуемой сфере. В связи с этим требуется обратиться к применению новых образовательных подходов и парадигм, построенных на принципах множественности (многообразности, многомерности) и полифункциональности. Автор приводит характеристики основных (доминантных) парадигм современного образовательного процесса в сфере подготовки высокопрофессиональных специалистов и рассматривает общие вопросы подготовки кадров для судебной системы России в фокусе каждой из обозначенных фундаментальных парадигм.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 03/2024 |
Страницы | 39-44 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-3-39-44 |
Российское образование в последние годы претерпело ряд важных изменений. В сфере профессионального высшего образования расширены направления специалитета, что связано с необходимостью подготовки квалифицированных кадров. Подобные изменения произошли и в юридическом образовании.
Подготовка специалистов для судебной системы — сложный и трудоемкий процесс. Прежде всего, государство озабочено подготовкой квалифицированных судей и прокуроров. Именно для этих целей была введена специальность высшего образования «судебная и прокурорская деятельность». Традиционное для европейского и западного юридического образования (как и высшего образования в целом) деление образовательного процесса на бакалавриат и магистратуру недостаточно полно отвечает насущным потребностям актуальной повестки в России, а также нуждам современной отечественной системы образования.
Вместе с тем современный образовательный процесс отличается полипарадигмальностью, что означает множественность подходов к обучению и учащимся и применение разнохарактерных образовательных методик, технологий и педагогических практик. Если в годы СССР образование строилось на основах советской педагогики, особо обоснованных в трудах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, то с крушением советского государства отечественная высшая школа заимствовала разнообразный педагогический инструментарий из западной науки и практики. Ю.В. Громыко писал в 2000 г. о разнообразии инновационных подходов, экспансии педагогических идей из зарубежного опыта . И.Б. Нордман отмечает, что возможно сочетание традиционных и новых, инновационных подходов в образовании.
Настоящая статья посвящена вопросам подготовки кадров для нужд российской судебной системы в контексте полипарадигмальности.
Цель настоящей статьи заключается в установлении специфики подготовки специалистов с высшим образованием для судебной системы в России в фокусе многомерности (полипарадигмальности) образовательной, педагогической теории. Исследуются перспективы подготовки специалистов для судебной системы в контекстах разнохарактерных образовательных парадигм.