Торги являются конкурентным способом выбора контрагента и одним из факторов формирования конкурентной среды. Организованные торги предполагают наличие специализированного посредника, а их проведение обусловливается рядом организационных условий. Условия допуска товаров к торгам и особый порядок заключения договоров на организованных торгах выступают институциональным ограничением биржевой торговли и предопределяют тот факт, что не каждый товар способен продаваться на бирже (признаваться биржевым товаром). Биржевая торговля преследует цель организации торговой деятельности и в качестве вторичного эффекта формирует биржевые цены (биржевые котировки, биржевые индексы). Обязательность продажи продавцом (производителем) части товаров на бирже (механизм административного понуждения к продаже товара на бирже) преследует цель формирования национальных рыночных индикаторов цен на ключевые группы товаров для регуляторных целей, а не развитие конкуренции как таковой.