Некоторые вопросы применения последствий исполненных недействительных контрактов
Аннотация
Недействительность сделки в большинстве случаев поднимает вопрос о взаимоотношениях сторон по поводу уже предоставленного в связи со сделкой имущества, выполненных работ или оказанных услуг, иначе говоря, о последствиях признания контракта недействительным. Высказывается мнение, что одним из ключевых последствий ничтожности контракта является реституция, т.е. возвращение сторон в первоначальное положение, существовавшее до проведения торгов, — применение двусторонней реституции. В ситуации, когда в ходе заключения исполненного контракта допущено нарушение публичных интересов, контракт признан ничтожным, судебная практика исходит из отсутствия у поставщика (подрядчика, исполнителя) права получения встречного предоставления, с учетом чего сумма оплаты, произведенная заказчиком, по общему правилу, взыскивается по нормам о неосновательном обогащении, что по экономическим последствиям, по существу, аналогично механизму односторонней реституции. Сформулирован дифференцированный подход к решению проблемы о возврате исполненного по ничтожному контракту с учетом осведомленности участников контрактной системы об обстоятельствах, позволявших сделать вывод о нарушениях закона в процессе закупки, добросовестности ее участников, социальной значимости объекта закупки.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Гражданское право № 06/2025 |
| Страницы | 31-34 |
| DOI | 10.18572/2070-2140-2025-6-31-34 |
Заключение государственных или муниципальных контрактов (далее — контракты) представляет собой формализованный процесс, регламентированный Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о закупках). Основной целью государства в организации закупок является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах с соблюдением принципов экономичности, эффективности и справедливости.
Прокуратура, осуществляя надзор за законностью в сфере государственных и муниципальных закупок, нередко выявляет нарушения, которые могут привести к оспариванию торгов — важного механизма контроля за законностью проведения аукциона и конкурса, направленного на защиту публичных интересов. Публичный интерес в оспаривании прокуратурой торгов состоит в восстановлении законности и обеспечении равных условий для всех участников закупки, предотвращении неэффективного использования бюджетных средств, а также в борьбе с коррупцией.
Признание закупки недействительной влечет за собой ряд правовых и финансовых последствий для участников, так как результаты торгов аннулируются и контракты, заключенные по итогам торгов, признаются недействительными. Наиболее острым с практической точки зрения является вопрос о применении последствий по исполненному контракту. Задачей правоприменителя в таких случаях является обеспечение баланса интересов участников закупки, который является необходимым условием юридического равенства сторон контракта.
В литературе баланс интересов определяется как самостоятельный принцип права, который представляет собой основную идею гражданского права, заключающуюся в том, что право должно стремиться к соразмерности прав и обязанностей участников правоотношений и обеспечению равных возможностей для реализации своих законных интересов.
По мнению В.А. Мальцева, признаками баланса интересов являются целесообразность, установление пределов осуществления прав и свобод, соразмерность, справедливость.
