Правовой механизм аккредитации и саморегулирования организатора торгов и оператора электронной площадки
Аннотация
В настоящей статье исследуется правовой статус специализированных организаций, привлекаемых арбитражными управляющими для проведения торгов в рамках процедуры банкротства. Автор анализирует нормативные пробелы, существующие в Законе о банкротстве, и освещает противоречивость судебной и административной практики в части аккредитации специализированных организаций при саморегулируемых организациях арбитражных управляющих. Особое внимание уделено вопросам правомерности установления СРО АУ требования о необходимости аккредитации организаторов торгов исключительно при данной ассоциации, а также рассмотрены соответствующие решения арбитражных судов и антимонопольных органов. В статье проводится сопоставление позиций арбитражных судов и территориальных управлений ФАС России, выявляются ключевые аргументы сторон, участвующих в правоприменительном споре, а также анализируются возможные последствия действующей системы аккредитации для хозяйствующих субъектов. В работе приводится обоснование необходимости реформирования института аккредитации, в частности, для операторов электронных торговых площадок и специализированных организаций, осуществляющих организацию торгов. Рассматриваются возможные альтернативные меры защиты имущественных интересов участников процедуры банкротства, включая страхование профессиональной ответственности организаторов торгов и введение элементов саморегулирования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 06/2025 |
Страницы | 26-32 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-6-26-32 |
Зачастую проводимые процедуры несостоятельности (банкротства) характеризуются сложной структурой и большим объемом действий, которые необходимо осуществить арбитражному управляющему в кратчайшие сроки для максимальной эффективности процедуры несостоятельности (банкротства). В таких случаях Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) в ст. 20.3 предусматривает право привлекать иных лиц для исполнения возложенных на него обязанностей. Как привило, арбитражным управляющим привлекаются такие субъекты, как организатор торгов и оператор электронной площадки.
Организатор торгов привлекается арбитражным управляющим в силу большого объема имущества должника, так как необходимо провести объемную инвентаризацию, обеспечить хранение имущества должника и осуществлять ознакомление с имуществом для потенциальных покупателей при проведении торгов.
Следует отметить, что оператор электронной торговой площадки (далее – ЭТП), как правило, выступает обязательным участником процедуры реализации имущества должника, что прямо вытекает из положений ст. 111 Закона о банкротстве. В указанной норме содержится детализированный перечень имущества, подлежащего продаже исключительно в электронной форме, что, в свою очередь, предопределяет необходимость участия оператора ЭТП в соответствующих торгах.
В ст. 18.1, 110 Закона о банкротстве содержится положение о том, что в качестве организатора торгов может выступать арбитражный управляющий или специализированная организация. Следует отметить, что специализированная организация, осуществляющая деятельность в рамках процедур банкротства, не вправе обладать какой-либо заинтересованностью в отношении арбитражного управляющего, должника, а также его кредиторов. Данное требование направлено на обеспечение объективности, независимости и беспристрастности специализированной организации.
Закон о банкротстве в ст. 2 не раскрывает понятие «специализированная организация», а также не содержит каких-либо требований к специализированной организации, за исключением того, что специализированная организация должна быть аккредитована саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (далее – СРО АУ).