В статье рассматривается существующий в правовой теории дуализм государства и права. Подчеркивается, что дуальность подразумевает оппозиционирование двух категорий, при котором одна не может полностью поглотить другую; одна содержит в себе основание для другой, противостоит ей и поддерживает. Констатируется, что главным направлением права является догматика (познание и применение правовых законов); она не основана на теоретизированности, которая призвана объяснить, а не изменить подход к условиям жизни. Анализируются вопросы теоретизирования сущности государства и сущности права в их противопоставлении и взаимодействии. Исследуются вопросы социального происхождения права в контексте его непринадлежности к праву религиозных и этических норм. Аргументируется, что наравне с государственным правом существует иное право в его множестве. Отмечается, что дуализм права и государства — это поиск первичной категории, попытка сведения одного к другому. Делается вывод о том, что многочисленные теории права исходят из прочтения права через призму государства. Обосновывается идея о том, что главным для существования обоих явлений общественного порядка (государства и права) является справедливость.