В статье рассмотрены условия отграничения преступлений от смежных составов административных правонарушений, которые применительно к деяниям в отношении исторического и культурного наследия находятся в состоянии перманентной межотраслевой конкуренции. Признано, что наличие либо отсутствие последствий — это наиболее надежный и наименее противоречивый критерий разграничения уголовной и административной ответственности за деяния, совершенные в отношении исторического и культурного наследия, поскольку преступления, предусмотренные ст. 243, 243.1, 243.2, 243.4 УК РФ, имеют материальную конструкцию. В этой связи сделан вывод о том, что в основу межотраслевой дифференциации ответственности за деяния в отношении исторического и культурного наследия должно быть положено уголовно наказуемое причинение вреда его элементам в виде повреждения, уничтожения и (или) утраты аксиологического значения, тогда как административная ответственность должна быть детерминирована созданием опасности наступления подобных деструктивных последствий в результате нарушения требований по их сохранению и (или) современному использованию. Благодаря подобной межотраслевой дифференциации правоприменитель будет ограничен в возможности избирательного правоприменения. При этом в основу соразмерности распределения репрессивной нагрузки будет положена общественная опасность, определяемая характером последствий совершенного деяния.