В контексте введения нового принципа участия граждан в бюджетном процессе, который до настоящего времени не получил своей детализации в рамках новой статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, отмечено, что ряд существующих институтов бюджетного права в сущности уже представляет собой формы участия граждан в бюджетном процессе, включая самообложение граждан и инициативное бюджетирование.
В статье освещаются правовые основы реализации данных институтов бюджетного права с позиции обеспечения посредством их применения учета мнения граждан при принятии решений о расходовании бюджетных средств.
Высказан ряд предложений, способствующих повышению интенсивности реализации практик инициативного бюджетирования, в части софинансирования инициативных проектов и процедуры их внесения.
Прослеживается хронология нормативного регулирования самообложения граждан с акцентом на изменчивость характера добровольности участия граждан в его реализации.