В статье исследуется конституционно-правовая природа асимметрии в федеративном устройстве Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена сохраняющейся дифференциацией субъектов, а также опытом функционирования федерализма в условиях асимметрии, особенно на примере республик Северного Кавказа. Анализируются конституционно-правовые аспекты асимметрии, сфокусированные на особенностях правового положения республик Северного Кавказа. Рассматриваются дискуссионные вопросы о пределах допустимой асимметрии, ее влиянии на суверенитет и территориальную целостность, а также эффективные механизмы баланса между унификацией и региональной спецификой. Подчеркивается двойственный характер асимметрии: она является инструментом адаптации к многообразию регионов, но также порождает вызовы, связанные с социально-экономическим неравенством и рисками дезинтеграции. Исследование систематизирует знания о природе асимметрии в контексте современных вызовов.