Освещение проблемы. Сегодня сфера интеллектуальной собственности становится актуальной в связи с тем, что результаты интеллектуального труда творческой личности становятся основополагающим фактором экономического, правового, культурного, социального преобразования страны. В обществе наблюдается острый дефицит в квалифицированных кадрах и, более того, недостаточная информированность населения о сфере интеллектуальной собственности.
Методы исследования. Основу исследования составляют эмпирические методы — описание, анализ, индукция, общенаучные методы познания — анализ и синтез, диалектический и логический метод, метод системного подхода.
Результаты. В статье рассмотрен важный аспект регионального развития и формирования компетенций в области интеллектуальной собственности как ответ на вызовы цифровой экономики посредством деятельности Центров поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ). На примере ЦПТИ Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород), одним из направлений которого является работа с молодежью, показаны успешные практики просветительской и образовательной деятельности: организация всероссийских и международных проектов, открытие в НовГУ образовательной магистерской программы, сетевое взаимодействие с организациями по интеллектуальной собственности. Работа новгородского ЦПТИ позволила осуществить реальные сдвиги в области подачи заявок на регистрацию РИД и в изобретательской активности региона. Показанные практики могут быть успешно тиражированы в другие регионы страны.
Дискуссия. В новых условиях необходимо построение взаимодействия на основе системного подхода, соединяющего в себе профессиональное образование и распространение знаний в области интеллектуальной собственности в обществе. Деятельность ЦПТИ позволяет взаимодействовать с различными субъектами изобретательской, образовательной и правовой сферы, следовательно, ЦПТИ могут стать социальными институтами экономического развития регионов (посредством включения в экосистему интеллектуальной собственности), содействующими подготовке специалистов, а также формированию культуры интеллектуальной собственности среди населения.