Дата публикации: 03.10.2024

Национальные стратегии России и Китая в области науки, технологий и инноваций: сравнительно-правовой анализ

Аннотация

Экономическое развитие Китая во многом зависит от высокого уровня конкурентоспособности технологических и инновационных разработок. С недавнего времени Китай принял фундаментальные стратегические документы в области науки, технологий и инноваций. В связи с этим изучение комплекса мер китайского правительства вызывает неподдельный научный интерес. Параллельно азиатским мерам Правительство России также проводит свою государственную стратегию в научно-технологической сфере. По этой причине автор настоящей статьи сравнил стратегические и законодательные меры России и Китая на предмет сходств и различий. Результаты исследования могут использоваться для более глубокого изучения правовых механизмов КНР в области науки, технологий и инноваций, а также в целях заимствования наиболее выгодных практик и проведения более глубокого межгосударственного сотрудничества между ведущими научными сверхдержавами.




С 70-х годов XX века китайское правительство выстраивает новую систему управления государством, основанную на законе. Целью высшего руководства является перестройка общественного строя в сторону ослабления прямого контроля со стороны правительства, привлечения иностранного капитала и устранения беззакония в стране. По этой причине Китай стал менять свою инновационную политику, отдавая приоритет рыночным реформам. Основные принципы рыночной экономики уже стали отражаться в реформах 1980-х и 1990-х годов. Например, стали появляться законодательные акты в области права интеллектуальной собственности, конкурентного права и даже цифровой безопасности.

В 90-е годы пришло время глобальных научно-технологических реформ, результатом которых стали следующие принятые законы:

1. Закон КНР «О научно-техническом прогрессе» 1993 г., который был пересмотрен два раза, в 2007 и 2021 гг. Он играет роль стратегического документа Китая в области науки и технологий. В этом нормативном правовом документе определяются основополагающие принципы развития науки и технологий, выстраивается система стимулирования научно-технического прогресса. В частности, в ст. 3 закона определяются неразрывность экономического и социального развития общества от научно-технического прогресса и главенствующая роль государства в стимулировании этого прогресса.

2. Закон КНР «О распространении науки и технологий» 2002 г., в который на данный момент вносятся правки Министерством науки и технологий КНР. Этот закон, в отличие от вышеуказанного, направлен на популяризацию науки в мире. В частности, закон нацелен на «распространение знаний в области науки и технологий, привитие научного мировоззрения, продвижение научной идеологии и развитие научного мышления».

3. Закон КНР «О содействии внедрению научных и технологических достижений» 1996 г., в который внесены изменения в 2015 г., является рецепцией Закона США Бэя ― Доула (Bayh ― Dole Act) о патентах и торговых марках. Этот закон позволил научно-исследовательским организациям претендовать на научные и технологические достижения, полученные в результате исследований, финансируемых государством, и наделил их полномочиями принимать решения в отношении этих достижений с требованием распределить прибыль между организацией и исследователем.

Список литературы

1. Васильев А.А. Национальное правовое регулирование науки и научно-технического сотрудничества в Китае и России: сравнительный аспект / А.А. Васильев, Д. Шпопер, Ю.В. Печатнова // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12. № 1–2. С. 353–368.
2. Евразийская экономическая интеграция: теория и практика : учебное пособие / С.Ю. Глазьев, И.В. Андронова, М.В. Мясникович. Москва : Проспект, 2023. 648 с.
3. Зацаринный А.А. Угрозы и риски реализации комплексных научно-технических программ в рамках приоритетов Стратегии научно-технологического развития России / А.А. Зацаринный, А.П. Сучков // Системы и средства информатики. 2020. Т. 30. № 3. С. 97–11.
4. Пожилова Н.А. Правовые основы осуществления финансирования науки, технологий и инноваций в Китае / Н.А. Пожилова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 4 (68). С. 183–190. DOI:10.17803/2311-5998.2020.68.4.183-190. EDN: GAUJWI.
5. Федченко А.М. Инновационная политика современной России: тенденции, барьеры, перспективы / А.М. Федченко // Инновационная наука. 2017. Т. 7. С. 58–62.
6. Huang C. Organization, programme and structure: An analysis of the Chinese innovation policy framework / C. Huang, C. Amorim, M. Spinoglio [et al.] // R&D Management. 2004. Vol. 34. Iss. 4. P. 367–387.
7. Report from National Case Study ― The Netherlands / F. van der Molen, L. Consoli, D. Ludwig [et al.]. Radboud University Nijmegen, 2018. 115 p.
8. Yi W. Does the Chinese version of Bayh-Dole Act promote university innovation? / W. Yi, C. X. Long / W. Yi // China Economic Quarterly International. 2021. Vol. 1. Iss. 3. P. 244–257.
9. You C. Transformative Digital Economy, Responsive Regulatory Innovation and Contingent Network Effects: The Anatomy of E-Commerce Law in China / C. You, Q. Bu // European Business Law Review. 2020. Vol. 31. Iss. 4. P. 725–762.
Остальные статьи