Дата публикации: 04.10.2024

О популяризации объектов культурного наследия

Аннотация

Популяризация названа в числе отношений, на регулирование которых направлено действие закона об объектах культурного наследия. Однако сам термин «популяризация» в исследуемом законе определяется только «вскользь», определение его не приводится, отсутствует также перечень мероприятий, которые могут проводиться в рамках популяризации. Автором проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации с целью выявления норм, определяющих понятие популяризации, а также проводимые в ее рамках мероприятия. На основе проведенного анализа автором сформулированы доктринальные выводы и практические предложения по внесению изменений в законодательство.




Сохранять объекты культурного наследия исключительно ради их сохранения ― заведомо неверная стратегия. Объекты культурного наследия являются отражением истории страны и (в некоторых случаях) мира, они необходимы людям для ознакомления, изучения и любования, поэтому их изоляция от мира невозможна. Объекты культурного наследия необходимо не только сохранять, но и обеспечивать доступ к ним ныне живущим людям, которые именно через них могут познакомиться с историей и культурой своей страны.

В преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее ― Закон об объектах культурного наследия) популяризация названа в числе отношений, на регулирование которых направлено действие указанного закона.

Интересно, что, многократно упоминая термин «популяризация» в Законе об объектах культурного наследия (63 упоминания), федеральный законодатель совершенно не объясняет, что это такое и какие действия допустимы.

Термин «популяризация» имеет достаточно много определений. В качестве предварительной гипотезы следует считать, что термин не имеет «отраслевой» окраски, то есть его значение не зависит от отрасли знаний, в рамках которой он используется.

В. Каверин полагает, что под популяризацией следует понимать донесение информации до любого человека в форме, понятной этому человеку. Здесь следует учитывать различия в уровнях подготовки, образования и информированности людей. Большое значение имеют также возраст адресата и его социальное положение.

Список литературы

1. Иванова Ж.Б. Правовое регулирование популяризации объектов культурного наследия на цифровых платформах как средство развития туризма в России / Ж.Б. Иванова // Туризм: право и экономика. 2022. № 4. С. 5–8.
2. Каверин В. Повышение эффективности через цифровизацию / В. Каверин // Банковское обозрение. 2021. № 6. С. 70–72.
3. Калинин Г.И. Популяризация объектов культурного наследия как правовой институт в сфере публичного управления: некоторые проблемы нормативно-правового регулирования / Г.И. Калинин // Туризм: право и экономика. 2020. № 3. С. 7–9.

Остальные статьи