О популяризации объектов культурного наследия
Аннотация
Популяризация названа в числе отношений, на регулирование которых направлено действие закона об объектах культурного наследия. Однако сам термин «популяризация» в исследуемом законе определяется только «вскользь», определение его не приводится, отсутствует также перечень мероприятий, которые могут проводиться в рамках популяризации. Автором проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации с целью выявления норм, определяющих понятие популяризации, а также проводимые в ее рамках мероприятия. На основе проведенного анализа автором сформулированы доктринальные выводы и практические предложения по внесению изменений в законодательство.
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 10/2024 |
Страницы | 55-60 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-10-55-60 |
Сохранять объекты культурного наследия исключительно ради их сохранения ― заведомо неверная стратегия. Объекты культурного наследия являются отражением истории страны и (в некоторых случаях) мира, они необходимы людям для ознакомления, изучения и любования, поэтому их изоляция от мира невозможна. Объекты культурного наследия необходимо не только сохранять, но и обеспечивать доступ к ним ныне живущим людям, которые именно через них могут познакомиться с историей и культурой своей страны.
В преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее ― Закон об объектах культурного наследия) популяризация названа в числе отношений, на регулирование которых направлено действие указанного закона.
Интересно, что, многократно упоминая термин «популяризация» в Законе об объектах культурного наследия (63 упоминания), федеральный законодатель совершенно не объясняет, что это такое и какие действия допустимы.
Термин «популяризация» имеет достаточно много определений. В качестве предварительной гипотезы следует считать, что термин не имеет «отраслевой» окраски, то есть его значение не зависит от отрасли знаний, в рамках которой он используется.
В. Каверин полагает, что под популяризацией следует понимать донесение информации до любого человека в форме, понятной этому человеку. Здесь следует учитывать различия в уровнях подготовки, образования и информированности людей. Большое значение имеют также возраст адресата и его социальное положение.