В статье рассматриваются особенности функционирования саморегулируемых организаций исполнителей работ в сфере экологического сопровождения. Анализируются теоретические основы саморегулирования как альтернативного механизма регулирования предпринимательской деятельности, его преимущества перед традиционными методами государственного контроля и надзора. Отдельное внимание уделено анализу юридических форм экологического сопровождения, в том числе договорным формам, требованиям к исполнителям, лицензированию и правовым гарантиям. Рассматривается роль саморегулирования в обеспечении высокого уровня квалификации специалистов, соблюдении профессиональных стандартов и повышении ответственности участников рынка экологических услуг, а также вопросы страхования профессиональных рисков и компенсационных механизмов, которые способны защитить интересы заказчиков и снизить вероятность экологических нарушений.