Дата публикации: 10.04.2025

Размышления о роли смысловой ошибки в толковании законодательства о контроле (надзоре) и о состоянии ведомственного контроля

Аннотация

В статье подтверждается авторская позиция об отнесении государственного контроля (надзора) к административному надзору, что позволяет его отграничивать от собственно контрольной деятельности как функции управления, которая присуща всем социальным системам, в том числе системе органов публичной власти и публичному управлению. Анализируется теоретическая основа ведомственного контроля в системе органов исполнительной власти, к видам которого на федеральном уровне предлагается отнести контроль федеральных министерств в отношении подведомственных федеральных органов исполнительной власти; контроль федеральных органов исполнительной власти в отношении подведомственных им организаций; контроль федеральных органов исполнительной власти за осуществлением переданной части своих полномочий соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Рассмотрена правовая база контроля федеральных органов исполнительной власти за эффективностью и качеством осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий, а также ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, выявлены недостатки и предложены пути их устранения.




Прошло более 10 лет с начала реформы контрольно-надзорной деятельности, которая ознаменовалась новыми для российской правовой науки и практики явлениями: «риск-ориентированный подход»; «обязательные требования»; «регуляторная гильотина»; «надзорные каникулы»; «мораторий на плановые проверки» и т.д. Правовой основой нововведений стали два федеральных закона 2020 г. и множество иных нормативных правовых актов, принятых в их развитие. В период разработки нового закона о контроле и надзоре шла широкая дискуссия о соотношении этих базовых понятий, в которой многие ученые, в том числе и автор данной статьи, занимали последовательную позицию об обязательности законодательного разделения контроля и надзора в связи с их различной правовой природой. Вместе с тем законодатель не услышал этого мнения, пошел по пути «упрощения» правового регулирования, используя юридическую формулу «контроль (надзор)».

Можно было бы согласиться с мнением профессора С.М. Зырянова: «…продолжение дискуссии о соотношении контроля и надзора не имеет смысла, тем более что все основные аргументы pro et contra уже неоднократно приводились в многочисленных работах, опубликованных за последние полвека», если бы смешение указанных понятий не приводило к парадоксам и проблемам на практике. Ярким примером здесь является ситуация, сложившаяся с федеральным государственным пожарным надзором, когда сами пожарно-спасательные части выступают его объектом, а субъектом — вышестоящий орган МЧС России. В реестре МЧС России содержится 1071 запись о категорированных объектах самого этого министерства. Так, под № 20647971 фигурирует пожарно-спасательная часть № 15 по охране Зеленоградского городского округа Калининградской области. Этот объект отнесен к категории умеренного риска. Субъектом надзора обозначено МЧС России, а в качестве контролируемого лица почему-то значится ГУ МЧС России по Калининградской области. Таким образом, в системе надзорной деятельности МЧС России со всеми вытекающими правовыми последствиями задействованы три структуры одного федерального органа исполнительной власти, находящиеся в непосредственной организационной подчиненности. Возникает также вопрос: а есть ли там внутриведомственный контроль?

Перспективным для дальнейших исследований представляется другой вывод С.М. Зырянова: «Ценность для науки и практики имеет характеристика контроля (надзора) как самостоятельной, крупной регуляторной функции, занимающей свое место в регуляторном цикле». Вместе с тем уважаемому автору, являющему одним из ведущих ученых по данной проблематике, проводя анализ стадии контроля (надзора) в регуляторном цикле, с большим трудом удается объединить, а иногда и «примирить» специфические признаки контрольной и надзорной деятельности, выработанные в теории административного права. При этом справедливо обращается внимание на преобладание черт надзора. Так, по сути, С.М. Зырянов указывает на субъект административного надзора, когда пишет: «Основным действующим лицом на этой стадии является орган государственного контроля (надзора), наделенный специальным административно-правовым статусом».

Список литературы

1. Зубарев С.М. Система контроля в сфере государственного управления : монография / С.М. Зубарев. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2019. 150 с.
2. Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права : диссертация доктора юридических наук. В 2 томах. Т. 1 / Ц.А. Ямпольская. Москва : Институт права АН СССР, 1957. 682 с.
3. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции : монография / Ю.А. Тихомиров. Москва : Изд. г-на Тихомирова, 2001. 351 с.
4. Россинский Б.В. О системе публичного управления / Б.В. Россинский // Административное право и процесс. 2024. № 6. С. 3–6.
5. Правовое администрирование в экономике. Актуальные проблемы : монография / под редакцией Ю.А. Тихомирова. Москва : Юстиция, 2018. 306 с.
6. Правила русской орфографии и пунктуации / С.Г. Бархударов, К.И. Былинский, В.В. Виноградов [и др.]. Москва : Учпедгиз, 1956. 176 с.
7. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления : монография / Б.М. Лазарев. Москва : Юридическая литература, 1972. 280 с.
8. Кудилинский М.Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий «контроль» и «надзор» / М.Н. Кудилинский // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 8. С. 47–53.
9. Зырянов С.М. Государственный контроль (надзор) : монография / С.М. Зырянов. Москва : Юридическая фирма Контракт, 2023. 228 с.
10. Агамагомедова С.А. Административно-правовое регулирование таможенного контроля в Российской Федерации в условиях евразийской интеграции : диссертация кандидата юридических наук / С.А. Агамагомедова. Нижний Новгород, 2018. 262 с.
11. Зубарев С.М. О некоторых «подводных камнях» реформы надзорной деятельности / С.М. Зубарев // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : материалы V Всероссийской научно-практической конференции
12. Зубарев С.М. О контроле в системе федеральных органов исполнительной власти / С.М. Зубарев // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 5. С. 35–48.
13. Зубарев С.М. О государственном контроле в экономической сфере / С.М. Зубарев // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Россия, г.
14. Зубарев С.М. О видах контроля в системе федеральных органов исполнительной власти / С.М. Зубарев // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2018. № 3. С. 86–89.
15. Зубарев С.М. Закон о государственном контроле или закон о государственном надзоре? / С.М. Зубарев // Актуальные проблемы государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти за деятельностью юридических лиц и индивидуальных
16. Беляев В.П. Контроль и надзор: проблемы разграничения / В.П. Беляев // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 4 (77). С. 199–207.
17. Бахрах Д.Н. Подведомственность юридических дел и ее уровни / Д.Н. Бахрах // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 46–60.
18. Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения / К.О. Анисимова // Научный вестник Крыма. 2018. № 4 (15). С. 12.

Остальные статьи