Дата публикации: 11.06.2025

К вопросу о саморегулировании деятельности по экологическому сопровождению: вопросы теории и практики

Аннотация

В статье рассматриваются особенности функционирования саморегулируемых организаций исполнителей работ в сфере экологического сопровождения. Анализируются теоретические основы саморегулирования как альтернативного механизма регулирования предпринимательской деятельности, его преимущества перед традиционными методами государственного контроля и надзора. Отдельное внимание уделено анализу юридических форм экологического сопровождения, в том числе договорным формам, требованиям к исполнителям, лицензированию и правовым гарантиям. Рассматривается роль саморегулирования в обеспечении высокого уровня квалификации специалистов, соблюдении профессиональных стандартов и повышении ответственности участников рынка экологических услуг, а также вопросы страхования профессиональных рисков и компенсационных механизмов, которые способны защитить интересы заказчиков и снизить вероятность экологических нарушений.




Формирование концепции саморегулирования в отдельных сферах деятельности как альтернативы полноценному государственному регулированию в исследованиях, как правило, связывается с потребностью регулирования предпринимательских или иных профессиональных отношений в условиях развития рыночной экономики, в рамках которой государство, в силу отсутствия необходимой гибкости механизма, не способно в полном объеме регулировать и осуществлять контроль за отдельными сферами деятельности.

Так, традиционные методы государственного вмешательства не всегда способны оперативно и эффективно решать проблемы, возникающие в отдельных секторах экономики. Среди преимуществ саморегулирования перед полноценным государственным вмешательством следует указать большую гибкость саморегулирования в части установления требований к участникам соответствующих организаций. Как отмечают исследователи, рынок, организованный на принципах саморегулирования, позволяет обеспечить координацию действий участников и снизить нагрузку на государственные органы. Именно саморегулируемые организации (далее — СРО) становятся основными инструментами, способными определять профессиональные стандарты и контролировать их соблюдение в указанных условиях. При этом, как отмечает Ю.Г. Лескова, ключевыми функциями СРО, наряду с контролем и нормотворчеством, являются также организация повышения профессионального уровня, разрешение споров и представительская деятельность, которые, несмотря на формальный статус в законодательстве, на практике играют важную роль в формировании мотивации предпринимателей к саморегулированию.

Важным вопросом саморегулирования является передача СРО в некоторых отраслях экономики функций государственного регулирования путем осуществления контроля за деятельностью своих членов, в результате чего существенно повышается эффективность их работы. Государство, в свою очередь, поддерживает такую форму регулирования посредством предоставления СРО права устанавливать требования и стандарты для профессионалов в определенных сферах. Иными словами, саморегулирование необходимо в тех сферах, где требуется высокий уровень профессионализма и ответственности, а также возможность гибко реагировать на изменения в экономической ситуации, например в таких сферах, как оценка, арбитражное управление и строительство.

В связи с этим следует проанализировать условия, при которых необходимо регулировать отдельные аспекты соответствующей деятельности. Для этого рассмотрим, как определяется понятие экологического сопровождения и какие особенности характеризуют этот вид деятельности.

Экологическое сопровождение можно рассматривать как процесс передачи функционала экологического специалиста на аутсорсинг, при этом организация заключает договор с исполнителем соответствующих услуг, который берет на себя обязанности по обеспечению соблюдения экологических норм и стандартов. Включаемые в этот процесс услуги варьируются от разработки экологической документации до ее согласования с контролирующими органами. Данный подход экономически эффективен для субъектов бизнеса, поскольку позволяет сократить время, затрачиваемое на оформление различных отчетных документов, а также снизить финансовые затраты, связанные с оплатой экологических штрафов и компенсациями за ущерб окружающей среде.

Список литературы

1. Березина Е. От экологических рисков спасет страхование / Е. Березина // Российская газета. Федеральный выпуск. 2018. 21 августа.
2. Губанов И.А. Государственно-частное партнерство и институт саморегулируемой организации в современной России : монография / И.А. Губанов, С.А. Комаров, П.Б. Салин. Санкт-Петербург : Издательство Юридического института, 2018. 338 с.
3. Койков В.В. Роль профессиональных стандартов в регулировании профессиональной деятельности специалистов здравоохранения / В.В. Койков // Journal of Health Development. 2021. Т. 2. № 42. С. 4–19.
4. Лескова Ю.Г. Правовой статус членов саморегулируемой организации / Ю.Г. Лескова // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 5 (79). С. 251–255.
5. Петров Д.А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства : автореферат диссертации доктора юридических наук / Д.А. Петров. Санкт-Петербург, 2016. 58 с.
6. Романова О.А. О развитии саморегулирования в сфере природопользования как одного из факторов устойчивого развития территорий в Российской Федерации / О.А. Романова // Lex Russica (Русский закон). 2018. № 5 (138). С. 72–84.
7. Чижиков Ю.В. Экологическое сопровождение проектов : учебное пособие / Ю.В. Чижиков. Москва : Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. 308 с.

Остальные статьи