К вопросу о саморегулировании деятельности по экологическому сопровождению: вопросы теории и практики
Аннотация
В статье рассматриваются особенности функционирования саморегулируемых организаций исполнителей работ в сфере экологического сопровождения. Анализируются теоретические основы саморегулирования как альтернативного механизма регулирования предпринимательской деятельности, его преимущества перед традиционными методами государственного контроля и надзора. Отдельное внимание уделено анализу юридических форм экологического сопровождения, в том числе договорным формам, требованиям к исполнителям, лицензированию и правовым гарантиям. Рассматривается роль саморегулирования в обеспечении высокого уровня квалификации специалистов, соблюдении профессиональных стандартов и повышении ответственности участников рынка экологических услуг, а также вопросы страхования профессиональных рисков и компенсационных механизмов, которые способны защитить интересы заказчиков и снизить вероятность экологических нарушений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 03/2025 |
Страницы | 36-39 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2025-3-36-39 |
Формирование концепции саморегулирования в отдельных сферах деятельности как альтернативы полноценному государственному регулированию в исследованиях, как правило, связывается с потребностью регулирования предпринимательских или иных профессиональных отношений в условиях развития рыночной экономики, в рамках которой государство, в силу отсутствия необходимой гибкости механизма, не способно в полном объеме регулировать и осуществлять контроль за отдельными сферами деятельности.
Так, традиционные методы государственного вмешательства не всегда способны оперативно и эффективно решать проблемы, возникающие в отдельных секторах экономики. Среди преимуществ саморегулирования перед полноценным государственным вмешательством следует указать большую гибкость саморегулирования в части установления требований к участникам соответствующих организаций. Как отмечают исследователи, рынок, организованный на принципах саморегулирования, позволяет обеспечить координацию действий участников и снизить нагрузку на государственные органы. Именно саморегулируемые организации (далее — СРО) становятся основными инструментами, способными определять профессиональные стандарты и контролировать их соблюдение в указанных условиях. При этом, как отмечает Ю.Г. Лескова, ключевыми функциями СРО, наряду с контролем и нормотворчеством, являются также организация повышения профессионального уровня, разрешение споров и представительская деятельность, которые, несмотря на формальный статус в законодательстве, на практике играют важную роль в формировании мотивации предпринимателей к саморегулированию.
Важным вопросом саморегулирования является передача СРО в некоторых отраслях экономики функций государственного регулирования путем осуществления контроля за деятельностью своих членов, в результате чего существенно повышается эффективность их работы. Государство, в свою очередь, поддерживает такую форму регулирования посредством предоставления СРО права устанавливать требования и стандарты для профессионалов в определенных сферах. Иными словами, саморегулирование необходимо в тех сферах, где требуется высокий уровень профессионализма и ответственности, а также возможность гибко реагировать на изменения в экономической ситуации, например в таких сферах, как оценка, арбитражное управление и строительство.
В связи с этим следует проанализировать условия, при которых необходимо регулировать отдельные аспекты соответствующей деятельности. Для этого рассмотрим, как определяется понятие экологического сопровождения и какие особенности характеризуют этот вид деятельности.
Экологическое сопровождение можно рассматривать как процесс передачи функционала экологического специалиста на аутсорсинг, при этом организация заключает договор с исполнителем соответствующих услуг, который берет на себя обязанности по обеспечению соблюдения экологических норм и стандартов. Включаемые в этот процесс услуги варьируются от разработки экологической документации до ее согласования с контролирующими органами. Данный подход экономически эффективен для субъектов бизнеса, поскольку позволяет сократить время, затрачиваемое на оформление различных отчетных документов, а также снизить финансовые затраты, связанные с оплатой экологических штрафов и компенсациями за ущерб окружающей среде.