Цель. Подготовка настоящей статьи обоснована необходимостью изучения студентами юридических специальностей фундаментальных литературных произведений для понимания социальных, психологических и правовых категорий. Невозможно представить становление человека без влияния произведений классической русской и мировой литературы. Важности, значимости и целесообразности изучения произведений художественной литературы, затрагивающей вопросы взаимодействия людей и функционирования общества, студентами юридических специальностей посвящена настоящая статья. Методология: диалектика, анализ, синтез, обобщение, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. Выводы. Образование как фундамент жизнедеятельности каждого человека и как следствие развития общества в целом представляет важнейшую отрасль деятельности государства. Юридическое образование как никакое иное закладывает нравственные, психологические и социальные составляющие будущих правоприменителей. Качество юридического образования зиждется на сбалансированном сочетании знания и применения колоссального исторического опыта нашей страны, богатейшего культурного наследия и современных достижений науки, техники и технологии. Научная и практическая значимость. Автором разработана и предложена концепция разбора сюжетов классических литературных произведений с точки зрения современного судопроизводства, в том числе взаимодействия участников процесса, доказывания, мотивировки принимаемых решений. В статье предложен систематизированный с учетом курса обучения и изучаемых в его рамках дисциплин список произведений художественной классической литературы с точки зрения значимости освоения соответствующей дисциплины. Список выстроен в хронологической последовательности исходя из сюжета и анализируемых юридических категорий, представляющих интерес в рамках изучения той или иной дисциплины. В основу авторского обоснования положен подход авторского курса криминалистики профессора О.Я. Баева.