О необходимости изучения профильной классической литературы студентами юридических вузов и факультетов
Аннотация
Цель. Подготовка настоящей статьи обоснована необходимостью изучения студентами юридических специальностей фундаментальных литературных произведений для понимания социальных, психологических и правовых категорий. Невозможно представить становление человека без влияния произведений классической русской и мировой литературы. Важности, значимости и целесообразности изучения произведений художественной литературы, затрагивающей вопросы взаимодействия людей и функционирования общества, студентами юридических специальностей посвящена настоящая статья. Методология: диалектика, анализ, синтез, обобщение, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. Выводы. Образование как фундамент жизнедеятельности каждого человека и как следствие развития общества в целом представляет важнейшую отрасль деятельности государства. Юридическое образование как никакое иное закладывает нравственные, психологические и социальные составляющие будущих правоприменителей. Качество юридического образования зиждется на сбалансированном сочетании знания и применения колоссального исторического опыта нашей страны, богатейшего культурного наследия и современных достижений науки, техники и технологии. Научная и практическая значимость. Автором разработана и предложена концепция разбора сюжетов классических литературных произведений с точки зрения современного судопроизводства, в том числе взаимодействия участников процесса, доказывания, мотивировки принимаемых решений. В статье предложен систематизированный с учетом курса обучения и изучаемых в его рамках дисциплин список произведений художественной классической литературы с точки зрения значимости освоения соответствующей дисциплины. Список выстроен в хронологической последовательности исходя из сюжета и анализируемых юридических категорий, представляющих интерес в рамках изучения той или иной дисциплины. В основу авторского обоснования положен подход авторского курса криминалистики профессора О.Я. Баева.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 06/2024 |
Страницы | 19-25 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-6-19-25 |
В современных быстро меняющихся реалиях (наряду с модернизацией всех отраслей жизнедеятельности общества и государства) наблюдается крайне позитивная тенденция обращения к нашей истории и культурному наследию, учету накопленного нашей страной опыта, историческим событиям и достижениям во всех сферах, значимости исторических источников права и произведений искусства, в частности классической литературы. Глубину и значимость их влияния на становление личности и развитие общества и государства сложно переоценить. «Литературное наследство» является объектом исследовательских проектов как основа теоретических построений об общности культурно-исторического развития человечества и главных стадий и формаций в развитии народов, о единстве всемирного литературного процесса.
Понимание важности истории и культуры страны, осознание правовых отношений и процессов в обществе и государстве, восприятие содержания и функционирования технологии и техники формируются при получении лицом общего, среднего и высшего образования.
Образование в жизни любого человека играет роль фундамента для строения, с одной стороны, визуально незаметной, но жизненно необходимой основы, в отсутствие которой строение нежизнеспособно. Без образования невозможно развитие человека, и, как следствие, – общества и государства в целом. Качество образования напрямую влияет на качество жизни индивида и общества, на темпы экономического, технологического, правового развития государства, уровень здравоохранения и обороноспособности, а в конечном итоге – роль и статус государства на мировой арене.
Юридическое образование представляется крайне важным для страны, поскольку юристы, правоведы, законодатели и правоприменители стоят на переднем крае обеспечения правовой основы и функционирования государства, защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, формирования законодательной системы и процесса правоприменения в государстве.
Юридическое образование, равно как и юридическая наука и правоприменение должны меняться и совершенствоваться в унисон развитию общества, меняющимся общественным отношениям и стремительно развивающимся технологиям. Уместной и в контексте предмета исследования представляется цитата из произведения Л. Кэрролла «Алиса в зазеркалье»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы двигаться вперед, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».