Дата публикации: 27.06.2024

О необходимости изучения профильной классической литературы студентами юридических вузов и факультетов

Аннотация

Цель. Подготовка настоящей статьи обоснована необходимостью изучения студентами юридических специальностей фундаментальных литературных произведений для понимания социальных, психологических и правовых категорий. Невозможно представить становление человека без влияния произведений классической русской и мировой литературы. Важности, значимости и целесообразности изучения произведений художественной литературы, затрагивающей вопросы взаимодействия людей и функционирования общества, студентами юридических специальностей посвящена настоящая статья. Методология: диалектика, анализ, синтез, обобщение, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. Выводы. Образование как фундамент жизнедеятельности каждого человека и как следствие развития общества в целом представляет важнейшую отрасль деятельности государства. Юридическое образование как никакое иное закладывает нравственные, психологические и социальные составляющие будущих правоприменителей. Качество юридического образования зиждется на сбалансированном сочетании знания и применения колоссального исторического опыта нашей страны, богатейшего культурного наследия и современных достижений науки, техники и технологии. Научная и практическая значимость. Автором разработана и предложена концепция разбора сюжетов классических литературных произведений с точки зрения современного судопроизводства, в том числе взаимодействия участников процесса, доказывания, мотивировки принимаемых решений. В статье предложен систематизированный с учетом курса обучения и изучаемых в его рамках дисциплин список произведений художественной классической литературы с точки зрения значимости освоения соответствующей дисциплины. Список выстроен в хронологической последовательности исходя из сюжета и анализируемых юридических категорий, представляющих интерес в рамках изучения той или иной дисциплины. В основу авторского обоснования положен подход авторского курса криминалистики профессора О.Я. Баева.




В современных быстро меняющихся реалиях (наряду с модернизацией всех отраслей жизнедеятельности общества и государства) наблюдается крайне позитивная тенденция обращения к нашей истории и культурному наследию, учету накопленного нашей страной опыта, историческим событиям и достижениям во всех сферах, значимости исторических источников права и произведений искусства, в частности классической литературы. Глубину и значимость их влияния на становление личности и развитие общества и государства сложно переоценить. «Литературное наследство» является объектом исследовательских проектов как основа теоретических построений об общности культурно-исторического развития человечества и главных стадий и формаций в развитии народов, о единстве всемирного литературного процесса.

Понимание важности истории и культуры страны, осознание правовых отношений и процессов в обществе и государстве, восприятие содержания и функционирования технологии и техники формируются при получении лицом общего, среднего и высшего образования.

Образование в жизни любого человека играет роль фундамента для строения, с одной стороны, визуально незаметной, но жизненно необходимой основы, в отсутствие которой строение нежизнеспособно. Без образования невозможно развитие человека, и, как следствие, – общества и государства в целом. Качество образования напрямую влияет на качество жизни индивида и общества, на темпы экономического, технологического, правового развития государства, уровень здравоохранения и обороноспособности, а в конечном итоге – роль и статус государства на мировой арене.

 Юридическое образование представляется крайне важным для страны, поскольку юристы, правоведы, законодатели и правоприменители стоят на переднем крае обеспечения правовой основы и функционирования государства, защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, формирования законодательной системы и процесса правоприменения в государстве.

Юридическое образование, равно как и юридическая наука и правоприменение должны меняться и совершенствоваться в унисон развитию общества, меняющимся общественным отношениям и стремительно развивающимся технологиям. Уместной и в контексте предмета исследования представляется цитата из произведения Л. Кэрролла «Алиса в зазеркалье»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы двигаться вперед, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».

Список литературы

1. Кодан С.В. Художественная литература и история государства и права России: грани взаимодействия / С.В. Кодан // Российский юридический журнал. 2015. № 6 (105). С. 34–42.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : научно-практический комментарий / под общей и научной редакцией А.В. Гриненко. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Проспект, 2021. 1288 с.
3. Серебряная М.Я. Художественная литература как метод научно-исследовательской работы / М.Я. Серебряная // Библиосфера. 2015. № 1. С. 15–20.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. Москва : Азбуковник, 1997. 944 с.
5. Миронова С.М. Использование художественной литературы при изучении юриспруденции / С.М. Миронова // Право и образование. 2015. № 12. С. 62–70.
6. Кэрролл Л. Алиса в стране чудес / Л. Кэрролл ; адаптированный текст Д. Стэнли ; перевод с английского А. Кормашова. Москва : Махаон, 2018. 112 с.
7. Кэрролл Л. Алиса в зазеркалье / Л. Кэролл ; перевод с английского Н. Демуровой. Москва : Издательство «Э», 2015. 380 с.
8. Куделин А.Б. Более чем тридцать веков исторической жизни человечества, отмеченной письменными памятниками / А.Б. Куделин // Вестник Российской Академии наук. 2020. Т. 90. № 2. С. 180–187.
9. Куделин А.Б. «Литературное наследство» за все эти годы было таким большим делом...» к 90-летию академической серии «Литературное наследство» / А.Б. Куделин, Д.С. Московская, М.Л. Спивак // Вестник Российской Академии наук. 2022. Т. 92. № 2. С. 118–124.
10. Кони А.Ф. Воспоминания о писателях / А.Ф. Кони. Ленинград : Лениздат, 1969. 496 с.
11. Азимов А. Профессия / А. Азимов // URL: <a href="http://lib.ru/FOUNDATION/professia.txt" target="_blank">http://lib.ru/FOUNDATION/professia.txt</a>
12. Жевлакович С.С. Вперёд к зияющим вершинам. О некоторых правовых аспектах реформы системы высшего образования / С.С. Жевлакович // Юридическое образование и наука. 2023. № 9. С. 3–7.
13. Есманская Н.Е. Использование художественных текстов в развитии профессиональной компетенции студентов-психологов / Н.Е. Есманская // Акмеология. 2013. № 4 (48). С. 50–56.
14. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений : в 15 томах. Т. 5. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский ; составители Т.И. Орнатчкая, Г.М. Фридлендер ; Ленинград : Наука, 1989. 573 с.
15. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский. Москва : Эксмо, 2014. 800 с.
16. Гете И.В. Фауст / И.В. Гете ; перевод с немецкого Б. Пастернака. Москва : Эксмо, 2022. 480 с.
17. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков. Санкт-Петербург : Амфора, 2013. 415 с.
18. Брянская Е.В. Алгоритмы оценки доказательств судьёй как наследие Устава уголовного судопроизводства 1864 года / Е.В. Брянская // Журнал юридических исследований. 2021. Т. 6. № 4. С. 94–101.
19. Богомолов В.О. Момент истины / В.О. Богомолов. Москва : АСТ, 2020. 544 с.
20. Баев О.Я. Основы криминалистики : курс лекций / О.Я. Баев. Москва : Экзамен, 2001. 432 с.

Остальные статьи