Современный процесс реформирования образовательной системы направлен на качественную подготовку конкурентоспособных выпускников всех уровней образования. Процесс реформирования касается внедрения новых подходов к разработке системы оценочных средств, а также форм, процедур и технологий, направленных на внутреннюю и внешнюю оценку качества образования образовательной деятельности и подготовки выпускников. Цель статьи — описание основных подходов к формированию фондов оценочных средств для проведения внутренней и внешней оценки качества образовательной деятельности образовательной организации. Данные подходы отвечают современным тенденциям сферы оценки качества высшего образования и являются необходимым условием подготовки конкурентоспособных выпускников. Методология исследования: автор использует аналитический и синтетический методы, а также системный подход. Автор приходит к следующим выводам: 1) вопрос разработки фондов оценочных средств в правовом аспекте недостаточно проработан; 2) следует соотносить разные типы заданий с уровнями сложности освоения результатов образовательной программы; 3) необходимо разрабатывать структуру фондов оценочных средств для формирования диагностической работы; 4) обоснована логическая взаимосвязь компетенций, индикаторов их достижения, результатов обучения и фондов оценочных средств. Научная и практическая значимость. Данное исследование раскрывает процесс разработки фондов оценочных средств, которые являются основой для оценки качества высшего образования.
В статье автор излагает основные принципы формирования фондов оценочных средств по образовательным программам в целом, а также по дисциплинам (модулям) в частности, в том числе структуру их формирования, содержание, формы и типы. Рассматривается нормативное правовое обеспечение оценочных средств. В статье обоснована логическая взаимосвязь компетенций, индикаторов их достижения, результатов обучения и фондов оценочных средств. Также автор описывает основные требования к формулированию различных видов заданий, в том числе тестовых, а также критериев их оценивания.