Дата публикации: 13.06.2023

Проблемы формирования ФГОС ВО четвертого поколения

Аннотация

Цель. Стратегической целью России в настоящее время является развитие российского высшего образования. Поскольку заинтересованными субъектами этого процесса являются все члены российского общества, начиная от государства и заканчивая обучающимися, в системе высшего образования разрабатываются различные подходы к созданию новой концепции формирования ФГОС ВО четвертого поколения. Цель статьи — описание различных подходов к формированию новых образовательных стандартов и проблем, с которыми сталкиваются разработчики. Методология исследования статьи включает аналитический, синтетический метод, метод системного анализа. В статье автор делает следующие заключения: 1) процесс модернизации национальной системы высшего образования в нашей стране продолжается; 2) представлена одна из концепций нового ФГОС ВО четвертого поколения, являющаяся дискуссионной; 3) раскрываются некоторые проблемы, возникающие при разработке нового стандарта. Научная и практическая значимость. Данное исследование раскрывает некоторые проблемы и различные подходы к формированию концепции нового ФГОС ВО, являющегося базовым документом развития и становления современных конкурентоспособных на рынке труда выпускников.




В последнее время в нашей стране в области образования происходят различные процессы, связанные с его модернизацией, чему посвящено немало статей, в частности проблемам онлайн-образования, смешанного и гибридного образования, цифровизации образования и др. 

Список литературы

1. Алтухов А.И. Особенности разработки ФГОС уровневого и непрерывного высшего образования / А.И. Алтухов, М.А. Сквазников, А.А. Шехонин // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 74–84. DOI: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-74-84.
2. Башлакова О.И. О некоторых проблемах дистанционного обучения в России в период пандемии / О.И. Башлакова // Юридическое образование и наука. 2020. № 7. С. 15–19.
3. Башлакова О.И. Подходы к формированию цифровых компетенций и индикаторов их освоения обучающимися направлений подготовки высшего образования / О.И. Башлакова // Юридическое образование и наука. 2022. № 6. С. 5–10.
4. Башлакова О.И. Проблемы перехода вузов из дистанционного обучения в офлайн-формат // Юридическое образование и наука. 2021. № 5. С. 5–10.
5. Рудской А.И. Анализ отечественного опыта развития инженерного образования / А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 151–162.
6. Рудской А.И. Инженерное образование: концепция и макет ФГОС ВО четвертого поколения / А.И. Рудской, А.А. Александров, В.С. Литвиненко [и др.]. Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2020. 98 с. DOI: 10.18720/SPBPU/2/i20-227.
7. Рудской А.И. Концепция ФГОС ВО четвертого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России / А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 73–85. DOI: 10.31992
8. Рудской А.И. Общепрофессиональные компетенции современного российского инженера / А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов, О.В. Колосова // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 2. С. 5–18.
9. Рудской А.И. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект / А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов, О.В. Колосова // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-9-
10. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения / Б.А. Сазонов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 35–50. DOI: 10.31992/0869-3617-201929-6-35-50.
11. Цареградская Ю.К. Высшее юридическое онлайн-образование: миф или реальность? / Ю.К. Цареградская // Юридическое образование и наука. 2019. № 1. С. 3–4.
12. Чучалин А.И. Модернизация трехуровневого инженерного образования на основе ФГОС 3++ и CDIO++ / А.И. Чучалин // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 22–32.

Остальные статьи