Работа посвящена рейтингам как составляющим государственной политики по повышению конкурентоспособности вузов России. Отмечено, что в последние годы рейтинги стали важнейшим инструментом государственной политики в России. Результаты рейтинговых исследований используются для регулирования многих социально-экономических процессов, включая развитие регионов, организаций. Это связано с тем, что рейтинги помогают анализировать процесс на основе использования большого количества показателей, а также управлять этим процессом. Как инструмент регулирования развития высшего образования рейтинги стали активно использоваться в России с 2012 г., когда началась практическая реализация программы по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров. Однако ориентация на показатели международных рейтингов, не учитывающих особенности организации науки и высшей школы в России, наряду с положительными результатами, оказала и негативное влияние на ряд процессов развития высшей школы. Рейтинги университетов, разрабатываемые в России, например Московский международный рейтинг университетов «Три миссии университета», содержат показатели, учитывающие качество образования, объем выполняемых научных исследований, участие университетов в жизни местных сообществ. В результате отмечено, что опыт разработки рейтингов вузов в России может лечь в основу формирования национального рейтинга вузов. Эффективность национального рейтинга вузов как инструмента государственной политики Минобрнауки России будет зависеть от того, какие показатели включены в состав рейтинга. Для определения наиболее эффективных показателей необходимо по каждому показателю провести оценку регулирующего воздействия, просчитать эффекты и риски использования показателей, оценивающих вузы России.