Published Date: 15.05.2025

К вопросу о допуске к образованию в России лиц, не владеющих государственным языком: анализ изменений российского законодательства в сфере образования

Annotation

Цель настоящей статьи заключается в анализе актуальной ситуации с правовым регулированием допуска к образованию детей иностранных граждан. В связи с введением обязательного тестирования на знание русского языка для детей иностранных граждан и лиц без гражданства авторы настоящей статьи обращаются к действующему законодательству Российской Федерации в части реализации конституционного права каждого на качественное образование. Недавно был принят федеральный закон, которым был установлен запрет на поступление на общеобразовательные программы для иностранных граждан, не владеющих в должной мере русским языком как государственным языком образования в России. Социологические опросы показывают, что эта проблема является крайне серьезной и распространенной, что требует реакции, в том числе, со стороны российского государства и органов законодательной власти. Методология: в рамках проведенного исследования авторы использовали, в частности, такие методы, как системный анализ, синтез, сравнение, обобщение. Научная и практическая значимость. В настоящей статье авторы анализируют сложившуюся ситуацию с допуском лиц к образованию с учетом уровня их владения русским языком, а также действующее образовательное законодательство, включая наиболее актуальные изменения в Закон об образовании, вступающие в силу с 1 апреля 2025 г. Выводы. Авторы делают вывод о необходимости подобных изменений, которые назрели в последние несколько лет, а также делятся опытом проведения языкового тестирования в Санкт-Петербургском государственном университете.



Library

1. Ажогина Н.А. Проблемы коммуникативного развития младших школьников в поликультурной образовательной среде / Н.А. Ажогина, О.Д. Кулешова, А.С. Львова // Журнал психолого-педагогических исследований. 2023. № 4. С. 5–11.
2. Белов С.А. Комплексный экзамен для иностранных граждан: есть ли разница между русским языком и русским языком как иностранным / С.А. Белов, С.М. Кропачев, С.М. Оленников // Русский язык за рубежом. 2018. № 6 (271). С. 106–111.
3. Дурнев В.С. К вопросу о подтверждении трудовыми мигрантами факта владения русским языком / В.С. Дурнев // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 18–20.
4. Куликовская Л.Ю. О контрольно-измерительных материалах комплексного экзамена для трудовых мигрантов по русскому языку как иностранному, истории России и законодательству Российской Федерации / Л.Ю. Куликовская // Образование и право. 2023. № 5. С. 430–435
5. Майстренко Г.А. К вопросу о причинах совершения преступлений трудовыми мигрантами в РФ / Г.А. Майстренко, А.Г. Майстренко // Вестник Академии права и управления. 2021. № 2 (63). С. 58–61.
6. Минаева Е.В. Функции и дисфункции правовой культуры в цифровом измерении / Е.В. Минаева // Теория и практика общественного развития. 2024. № 8. С. 159–166.
7. Паукова Ю.В. Административно-правовое регулирование проведения комплексного экзамена и тестирования иностранных граждан с учетом применения цифровых технологий / Ю.В. Паукова // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2020. № 4. С. 163–172.
8. Яковлев-Чернышев В.А. О некоторых направлениях повышения эффективности миграционной правовой политики России / В.А. Яковлев-Чернышев // Право и политика. 2025. № 1. С. 41–52.

Other articles