В соответствии с ключевыми положениями ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации и анализом текущего административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации обосновывается необходимость в развитии теории экономических и внеэкономических административных деликтов (административно-наказуемых и административно-понуждаемых правонарушений), отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Верховного Суда Российской Федерации. Исходя из анализа норм КоАП РФ, законов субъектов РФ об административных правонарушениях, АПК РФ, КАС РФ, а также иных федеральных законов, регулирующих контрольно-надзорную деятельность и основания для обращения органов публичной администрации в суд для применения судебных мер административного принуждения за совершаемые правонарушения, предлагается научно обоснованная классификация административных деликтов, отнесенных к компетенции судов, вводятся в научный оборот и раскрываются такие специальные категории, как ≪экономический административно-наказуемый деликт, отнесенный к компетенции судов≫, ≪экономический административно-понуждаемый деликт, отнесенный к компетенции судов≫, ≪внеэкономический административно-наказуемый деликт, отнесенный к компетенции судов≫, ≪внеэкономический административно-понуждаемый деликт, отнесенный к компетенции судов≫. В целях дальнейшего совершенствования административного и административно-процессуального законодательства РФ выдвигается предложение о разработке критериев распределения подсудности по составам экономических и внеэкономических административных деликтов, а также по внесению изменений в КоАП РФ, КАС РФ и АПК РФ.