В представленной статье предпринята попытка комплексного осмысления принципа субсидиарности как ключевого методологического ориентира в системе публичной власти с учетом зарубежного опыта. Анализ проводится на материале правовой и институциональной практики Европейского союза, а также таких государств, как Федеративная Республика Германия, Швейцария, Соединенные Штаты Америки и Китайская Народная Республика, что позволяет выявить многообразие моделей его реализации и степень их адаптивности к различным типам государственно-правовых систем. Автором предложена собственная интерпретация принципа субсидиарности, акцентирующая его сущность в контексте поиска оптимального баланса во властных отношениях, основанного на согласовании централизации и децентрализации. В заключении обосновывается вывод о том, что субсидиарность выступает не только инструментом повышения эффективности публичной власти и государственного управления, но и парадигмальной основой институционализации управленческих практик, обеспечивающей устойчивое развитие публичной сферы и закрепление правового и социального плюрализма.