Анализ материального и процедурного регулирования бюджетных правоотношений основывается на том, что наличие материального предписания, соответствующей материальной нормы закона реализуется в динамике отношений между участниками. Это и порождает соответствующее материальное правоотношение. Реализация полномочий, прав и обязанностей участников отношений в этом правовом режиме связана с осуществлением определенных процедурных норм. Анализируя соотношение материального и процессуального в условиях бюджетно-правовых режимов, важно иметь в виду, что принципиальные особенности характеризуют последних участием органов государственной власти.
Материальное содержание бюджета как совокупности денежных средств ориентировано на соответствующие процедуры формирования и расходования. Более того, динамическое обеспечение материального предписания, выражающего содержание бюджета, детализируется и через процедуры стадий бюджетного процесса: составления проектов бюджетов; рассмотрения и утверждения бюджетов; исполнения бюджетов; составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Наличие норм, регулирующих бюджетный процесс, представляет собой отдельную совокупность норм. В современных условиях законодательное регулирование бюджетных отношений предполагает выделение определенной совокупности норм материального права (бюджет, бюджетная система, доходы и расходы бюджетов, дефицит и профицит бюджета и т.д.) и норм процессуального права (составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности).
Процедурное регулирование исполнения материальных бюджетных норм имеет как предположительный характер (ожидаемое поведение участников бюджетного процесса), так и итоговый, отчетный характер (выражающий констатацию того, каким образом процедурная норма была реализована в уже прошедшем бюджетном периоде).