В статье дается анализ распространенной научной концепции, согласно которой древнеримская респуб- ликанская «конституция» носила неписаный характер, основываясь главным образом на обычаях, а не принятых народом законах. Однако анализ главных авторов конца III — начала I в. до н.э. (Катона Старшего, Полибия и Цицерона) позволяет утверждать, что римское государственное устройство, так называемая «смешанная конституция», складывалось в Риме именно на основе законов — как основного средства римского народа в борьбе с патрицианским Сенатом за свою свободу в V–III вв. до н.э. Начиная с древнейших «конституций» римских царей Ромула и Нумы Помпилия, через первые республиканские законы, и особенно через законодательство XII таблиц, а затем и последующие законы было заложено равновесие трех ветвей власти: магистратов, Сената и народа, что позволило Риму надолго обеспечить свою власть во всем Средиземноморье. Традиция понимать государство (civitas) и «закон» (lex) как прямое «установление народа» (constitutio populi) сохранилась даже в эпоху империи и раннего средневековья, когда народных собраний уже не было в реальной жизни.