Конституционная роль законов и constitutio populi в республиканском Риме
Аннотация
В статье дается анализ распространенной научной концепции, согласно которой древнеримская респуб- ликанская «конституция» носила неписаный характер, основываясь главным образом на обычаях, а не принятых народом законах. Однако анализ главных авторов конца III — начала I в. до н.э. (Катона Старшего, Полибия и Цицерона) позволяет утверждать, что римское государственное устройство, так называемая «смешанная конституция», складывалось в Риме именно на основе законов — как основного средства римского народа в борьбе с патрицианским Сенатом за свою свободу в V–III вв. до н.э. Начиная с древнейших «конституций» римских царей Ромула и Нумы Помпилия, через первые республиканские законы, и особенно через законодательство XII таблиц, а затем и последующие законы было заложено равновесие трех ветвей власти: магистратов, Сената и народа, что позволило Риму надолго обеспечить свою власть во всем Средиземноморье. Традиция понимать государство (civitas) и «закон» (lex) как прямое «установление народа» (constitutio populi) сохранилась даже в эпоху империи и раннего средневековья, когда народных собраний уже не было в реальной жизни.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 03/2024 |
Страницы | 32-37 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2024-3-32-37 |
О Конституции Рима эпохи республики написано огромное количество научных работ, даже перечислить которые не представляется возможным в небольшой статье. Однако, как справедливо отмечает В.В. Дементьева, само «словосочетание “конституция римского государства”… нередко вызывает (и в отечественной, и в зарубежной науке) наряду с позитивным и скептическое отношение, основанное на сомнениях в правомерности употребления этого понятия, его юридической и исторической корректности». Так что некоторые романисты даже утверждают, что никакой «писаной конституции» в республиканском Риме не было. Другие склоняются к тому, что республиканская элита Рима вообще плохо знала публичное право, так как оно, будучи основано на обычаях, было весьма неопределенно. И даже Ф. де Мартино полагал, что «Рим имел неписаную конституцию, основанную на обычае и отдельных законах». К сожалению, многие современные ученые считают, что римская конституция в основном опиралась не на писаные законы, а скорее формировалась на основе неписаных обычаев предков (mores maiorum), то есть у римлян не было опубликованного, выставленного на всеобщее обозрение основного закона, который воспринимался бы ими как конституция. Это, несомненно, отчасти неверное, ошибочное представление, и связано оно не с тем, что многими учеными неточно трактуются древние источники, а с тем, что эти древние источники, к сожалению, сохранились очень неполно.
Дело в том, что современное представление обо всем римском праве покоится прежде всего на сведениях, почерпнутых из Corpus Iuris Civilis, то есть на источнике, созданном в VI в. н.э. на базе всего того, что было выработано римским правом в предыдущие эпохи. И это собрание является выборкой, а отнюдь не всем римским правом, сюда вошло главным образом только римское частное право. Получилось так, что римское публичное право почти не вошло в эту выборку, по крайней мере почти не вошло в лучшую часть Corpus Iuris Civilis — в Дигесты Юстиниана. Соответственно, у большинства юристов Нового и Новейшего времени сложилось представление, что римское право — это главным образом римское частное право, а публичное право в нем занимает лишь незначительное место. Отталкиваясь от этого, современные романисты пришли к выводу, что и в Законах XII таблиц тоже не было или почти не было публичного права, и это был архаический свод главным образом частного права.
Конечно, роль обычаев в создании римской конституции нельзя отрицать, однако главную роль, на наш взгляд, следует отвести все же республиканским законам, как главному инструменту римского плебса, в течение нескольких веков успешно сражавшегося за свою свободу, ставшую одной из основ римской республиканской конституции.