В статье представлен критический анализ нормативно-правовых основ проведения мониторинга правоприменения в России. Отмечается отсутствие системности и единообразия в выборе показателей осуществления мониторинга на примере Положения о мониторинге правоприменения в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657, и Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 694. Для достижения главной цели мониторинга — совершенствование правовой системы России выбраны эклектичные по своему содержательному и методическому обеспечению направления исследования. Критерии по оценке практики правоприменения неоднородны, несоразмерны и дублируют друг друга. При этом показатели оценки мониторинга имеют отношение к различным видам правовой материи и нуждаются в методическом документе, разъясняющем условия их применения. Включенная в указанные акты оценка коррупциогенных факторов не может быть проведена в формате мониторинга по причине необходимости отсутствующего в его механизме инструмента в виде коррупционной экспертизы. В заключение вносится предложение о необходимости корреляции результатов мониторинга, предназначенных для включения в соответствующий проект доклада Президента РФ с президентскими функциями гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.