Дата публикации: 14.02.2023

О критериях мониторинга правоприменения в России

Аннотация

В статье представлен критический анализ нормативно-правовых основ проведения мониторинга правоприменения в России. Отмечается отсутствие системности и единообразия в выборе показателей осуществления мониторинга на примере Положения о мониторинге правоприменения в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657, и Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 694. Для достижения главной цели мониторинга — совершенствование правовой системы России выбраны эклектичные по своему содержательному и методическому обеспечению направления исследования. Критерии по оценке практики правоприменения неоднородны, несоразмерны и дублируют друг друга. При этом показатели оценки мониторинга имеют отношение к различным видам правовой материи и нуждаются в методическом документе, разъясняющем условия их применения. Включенная в указанные акты оценка коррупциогенных факторов не может быть проведена в формате мониторинга по причине необходимости отсутствующего в его механизме инструмента в виде коррупционной экспертизы. В заключение вносится предложение о необходимости корреляции результатов мониторинга, предназначенных для включения в соответствующий проект доклада Президента РФ с президентскими функциями гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.




В научной литературе и юридической практике сложились разнообразные виды и технологии правовых мониторингов (мониторинг правотворчества, мониторинг правоприменения, антикоррупционный мониторинг, мониторинг в сфере профилактики правонарушений, мониторинг по результатам обращений граждан и т.п.) Мониторинг правоприменения включает в себя деятельность по сбору, обобщению, анализу, оценке информации о состоянии правового регулирования и правоприменения, выявлению их дефектов и выработке предложений о путях их исправления. 

Список литературы

1. Елисеева В.С. Технологии правового мониторинга в современной России / В.С. Елисеева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 6. С. 92–98.
2. Кузьмина Е.М. Мониторинг правоприменительной деятельности: вопросы теории и практики / Е.М. Кузьмина // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2015. № 1. С. 53–58.
3. Полукаров А.В. Мониторинг реализации административно-правовых средств противодействия коррупции в социальной сфере / А.В. Полукаров // Государство и право. 2017. № 5. С. 60–68.
4. Уваров А.А. О роли Министерства юстиции России в государственной антикоррупционной политике / А.А. Уваров // Российская юстиция. 2022. № 2. С. 61–68.
5. Хазанов С.Д. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как средство снижения коррупционных рисков / С.Д. Хазанов, М.С. Бахтина // Российский юридический журнал. 2016. № 3. С. 59–67.
6. Черкасов К.В. Некоторые вопросы мониторинга правоприменения в современной России в контексте противодействия коррупции в сфере государственного управления / К.В. Черкасов // Вестник Костромского государственного университета. 2019. Т. 25. № 1. С. 203–207.

Остальные статьи