Целью статьи является выяснить, как религиозные ценности влияли на правосознание в разные исторические эпохи и какую роль они играют в правосознании современного человека. Исторические примеры показывают, что с древнейших времени и вплоть до Нового времени правосознание оказывалось теснейшим образом связанным с религией. Отделение религиозных ценностей от права происходило в ходе буржуазных революций и в связи с освобождением от колониальной зависимости. Секуляризация государства и права сопровождалась развитием позитивистской правовой концепции, главной ценностью которой провозглашалось государство, а право трактовалось как творение власти. Наряду с процессом «очищения» права от религиозной оболочки происходило выделение и обоснование ценностей, которые стали именоваться общечеловеческими. В современном мире при сохранении дифференциации религиозных и секулярных ценностей остается неизменной оценка первых как преимущественно духовной сферы, а вторых — как преимущественно сферы материальной. Наличие в человеке материального и духовного начал всегда заставляло соотносить правосознание с ориентацией на временное, земное или на вечное, небесное.