Соотношение правосознания с религиозными ценностями в истории и современности
Аннотация
Целью статьи является выяснить, как религиозные ценности влияли на правосознание в разные исторические эпохи и какую роль они играют в правосознании современного человека. Исторические примеры показывают, что с древнейших времени и вплоть до Нового времени правосознание оказывалось теснейшим образом связанным с религией. Отделение религиозных ценностей от права происходило в ходе буржуазных революций и в связи с освобождением от колониальной зависимости. Секуляризация государства и права сопровождалась развитием позитивистской правовой концепции, главной ценностью которой провозглашалось государство, а право трактовалось как творение власти. Наряду с процессом «очищения» права от религиозной оболочки происходило выделение и обоснование ценностей, которые стали именоваться общечеловеческими. В современном мире при сохранении дифференциации религиозных и секулярных ценностей остается неизменной оценка первых как преимущественно духовной сферы, а вторых — как преимущественно сферы материальной. Наличие в человеке материального и духовного начал всегда заставляло соотносить правосознание с ориентацией на временное, земное или на вечное, небесное.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 01/2024 |
Страницы | 63-68 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-1-63-68 |
Регулирующе-контролирующая функция религии является одной из важнейших в характеристике как древних, так и современных религиозных систем, и в этом отношении она самым тесным образом взаимодействует с правом и правосознанием в государственно организованном обществе. Целью статьи является выяснить, как вырабатываемые религией ценности влияли на правосознание в разные исторические эпохи, каким образом происходит взаимодействие религии с правом в Новейшее время и какую роль играют религиозные ценности в правосознании современного человека.
Если обратиться к самым ранним этапам становления государственности, то уже в Законах Хаммурапи, одном из первых дошедших до нас памятников права, взаимосвязь религиозных ценностей с государством и правом выражена достаточно четко. Помимо обоснования божественного происхождения царской власти, что описывается в виде происхождения атрибутов власти от различных богов, акцент делается на справедливость, полученную от «великого судьи небес и земли» Шамаша. Божественное происхождение древневавилонского права убедительно иллюстрирует изображение, выбитое на каменной стеле вместе с текстом законов: царь получает законы непосредственно из рук бога Шамаша. В памятнике прямо говорится о том, что нарушитель постановлений Хаммурапи, будь то царь, властитель или кто-либо из людей, подвергнется божественной каре и судьба его будет проклята.