Дата публикации: 24.01.2024

Соотношение правосознания с религиозными ценностями в истории и современности

Аннотация

Целью статьи является выяснить, как религиозные ценности влияли на правосознание в разные исторические эпохи и какую роль они играют в правосознании современного человека. Исторические примеры показывают, что с древнейших времени и вплоть до Нового времени правосознание оказывалось теснейшим образом связанным с религией. Отделение религиозных ценностей от права происходило в ходе буржуазных революций и в связи с освобождением от колониальной зависимости. Секуляризация государства и права сопровождалась развитием позитивистской правовой концепции, главной ценностью которой провозглашалось государство, а право трактовалось как творение власти. Наряду с процессом «очищения» права от религиозной оболочки происходило выделение и обоснование ценностей, которые стали именоваться общечеловеческими. В современном мире при сохранении дифференциации религиозных и секулярных ценностей остается неизменной оценка первых как преимущественно духовной сферы, а вторых — как преимущественно сферы материальной. Наличие в человеке материального и духовного начал всегда заставляло соотносить правосознание с ориентацией на временное, земное или на вечное, небесное.




Регулирующе-контролирующая функция религии является одной из важнейших в характеристике как древних, так и современных религиозных систем, и в этом отношении она самым тесным образом взаимодействует с правом и правосознанием в государственно организованном обществе. Целью статьи является выяснить, как вырабатываемые религией ценности влияли на правосознание в разные исторические эпохи, каким образом происходит взаимодействие религии с правом в Новейшее время и какую роль играют религиозные ценности в правосознании современного человека.

Если обратиться к самым ранним этапам становления государственности, то уже в Законах Хаммурапи, одном из первых дошедших до нас памятников права, взаимосвязь религиозных ценностей с государством и правом выражена достаточно четко. Помимо обоснования божественного происхождения царской власти, что описывается в виде происхождения атрибутов власти от различных богов, акцент делается на справедливость, полученную от «великого судьи небес и земли» Шамаша. Божественное происхождение древневавилонского права убедительно иллюстрирует изображение, выбитое на каменной стеле вместе с текстом законов: царь получает законы непосредственно из рук бога Шамаша. В памятнике прямо говорится о том, что нарушитель постановлений Хаммурапи, будь то царь, властитель или кто-либо из людей, подвергнется божественной каре и судьба его будет проклята.

Список литературы

1. Баренбойм П.Д. Библейское начало философии права / П.Д. Баренбойм // Законодательство и экономика. 2012. № 2. С. 9–17.
2. Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин. Москва : Наука, 1985. 758 с.
3. Законы вавилонского царя Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока : учебное пособие. В 2 частях / под редакцией М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. Москва : Высшая школа, 1980. Ч. 1. С. 151–178.
4. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. В 2 частях. Ч. 1. Месопотамия / И.М. Дьяконов, В.К. Афанасьева, В.М. Массон [и др.] ; под редакцией И.М. Дьяконова. Москва : Наука, 1983. 534 с
5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2012. 560 с.
6. Оганесян С.С. О понятии «общечеловеческие ценности» в современном мире / С.С. Оганесян // Ценности и смыслы. 2019. № 5 (63). С. 82–94.
7. Сильвестрова Е.В. Первый титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия / Е.В. Сильвестрова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2009. № 2 (26). С. 7–20.
8. Славова Н.А. Роль религии в развитии современного права и общества / Н.А. Славова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 2 (98). С. 51–57.
9. Философия права : курс лекций. В 2 томах / С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин [и др.] ; ответственный редактор М.Н. Марченко. Москва : Проспект, 2011. Т. 1. 552 с.
10. Les lois religieuses des empereurs romains de Constantin a Theodose II (312–438). I. Code Theodosien livre XVI / traduction J. Rouge ; introduction et notes R. Delmaire ; texte latin F. Richard. Paris : Cerf, 2005. 536 p.

Остальные статьи