Подход к выделению возбуждения уголовного дела в самостоятельную стадию уголовного судопроизводства свойственен в основном странам постсоветского пространства. Это объясняется их общим прошлым и правовым наследием. Вместе с тем включение стадии возбуждения уголовного дела в структуру уголовного судопроизводства характерно не только для стран постсоветского пространства, но и для некоторых других, в первую очередь придерживающихся социалистических основ развития законодательства. В настоящий момент знакомый нашему процессу порядок построения начала производства по уголовному делу прослеживается в странах Восточной Азии, что обусловлено в том числе и историческими предпосылками построения их законодательства и государственного устройства. В целях установления опыта, который можно было бы использовать при решении вопроса об определении дальнейшего вектора развития стадии возбуждения уголовного дела в России, в статье были изучены подходы к организации начала производства по уголовному делу в отмеченных странах, в уголовном судопроизводстве которых присутствует возбуждение уголовного дела: Китайской Народной Республики (КНР), Монголии и Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР). На основе анализа результатов, полученных при изучении положений доктрины и нормативных правовых актов, делается вывод о сохранении практической значимости стадии возбуждения уголовного дела для современного уголовного процесса.