Опыт регламентации начала производства по уголовному делу в странах Восточной Азии
Аннотация
Подход к выделению возбуждения уголовного дела в самостоятельную стадию уголовного судопроизводства свойственен в основном странам постсоветского пространства. Это объясняется их общим прошлым и правовым наследием. Вместе с тем включение стадии возбуждения уголовного дела в структуру уголовного судопроизводства характерно не только для стран постсоветского пространства, но и для некоторых других, в первую очередь придерживающихся социалистических основ развития законодательства. В настоящий момент знакомый нашему процессу порядок построения начала производства по уголовному делу прослеживается в странах Восточной Азии, что обусловлено в том числе и историческими предпосылками построения их законодательства и государственного устройства. В целях установления опыта, который можно было бы использовать при решении вопроса об определении дальнейшего вектора развития стадии возбуждения уголовного дела в России, в статье были изучены подходы к организации начала производства по уголовному делу в отмеченных странах, в уголовном судопроизводстве которых присутствует возбуждение уголовного дела: Китайской Народной Республики (КНР), Монголии и Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР). На основе анализа результатов, полученных при изучении положений доктрины и нормативных правовых актов, делается вывод о сохранении практической значимости стадии возбуждения уголовного дела для современного уголовного процесса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист спешит на помощь № 01/2024 |
Страницы | 31-34 |
Введение. Постановка проблемы
Представленный в российском уголовно-процессуальном законодательстве подход к выделению возбуждения уголовного дела в качестве самостоятельной стадии уголовного судопроизводства присущ не всем странам. И даже более того, он является во многом «уникальным», чаще всего свойственным странам постсоветского пространства. Это объясняется общим правовым прошлым этих стран, являвшихся до 1991 г. частью одного государства.
При этом важно заметить, что в отечественной истории возбуждение уголовного дела не всегда относилось учеными к самостоятельной стадии уголовного судопроизводства. В отечественной доктрине подобный подход был предметно обоснован лишь к 1950-м годам. Законодательно такой подход был воспринят лишь с принятием УПК РСФСР 1960 г.
Реализованный в современном российском уголовном процессе подход вызывает споры в научной среде, затрагивающие вопросы ее эффективности, проблемы защиты прав участников уголовного процесса и др. С одной стороны, происходит отход от изначального назначения данной стадии в современном уголовном процессе России с учетом расширения объема допустимых процессуальных действий, с другой — констатируется важность сохранения некоего фильтра при переходе от так называемой доследственной проверки к предварительному расследованию. В определенной мере данные обстоятельства вынуждают обратиться к сравнительно-правовому методу, который, как представляется, позволит критически подойти к осмыслению предлагаемых в теории процесса решений, выявить новые направления развития отечественной доктрины, а также обогатить науку уголовного процесса актуальными результатами исследований.