Рост числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также совершенных в измененном состоянии сознания, под воздействием наркотических веществ, ставит перед специалистами задачу проведения эффективной воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными с целью их успешной ресоциализации и профилактики рецидивов. Наркозависимые несовершеннолетние требуют особого внимания со стороны специалистов и воспитателей ввиду нестабильного эмоционального состояния, возрастных и личностных особенностей, которые находятся на стадии формирования. Несовершеннолетних осужденных с наркотической зависимостью относят к наиболее сложной категории осужденных в местах лишения свободы.
Цель: выявление основных проблем воспитательной работы с несовершеннолетними требует переосмысления профессионально-личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утверждения значимых характеристик его деятельности, решаемых им задач и используемых методов работы.
Методология: позитивизм, редукционизм, критический рационализм. Выводы: результаты исследования включают выявление ключевых проблем воспитательной работы, определение особенностей формирования зависимости в подростковом возрасте, разработку рекомендаций по повышению квалификации персонала и обоснование необходимости комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Практическая значимость: в статье представлены основные проблемы воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, проведена конкретизация уже имеющихся знаний о работе с наркозависимыми осужденными, проанализированы условия достижения значимых результатов в исправлении и реабилитации, что позволит повысить эффективность уже имеющихся антинаркотических программ. Полученные данные можно использовать при разработке программ повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы, в учебном процессе профильных вузов, а также при формировании методических рекомендаций для практических работников.