Наркозависимые несовершеннолетние в местах лишения свободы: состояние и проблемы воспитательной работы
Аннотация
Рост числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также совершенных в измененном состоянии сознания, под воздействием наркотических веществ, ставит перед специалистами задачу проведения эффективной воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными с целью их успешной ресоциализации и профилактики рецидивов. Наркозависимые несовершеннолетние требуют особого внимания со стороны специалистов и воспитателей ввиду нестабильного эмоционального состояния, возрастных и личностных особенностей, которые находятся на стадии формирования. Несовершеннолетних осужденных с наркотической зависимостью относят к наиболее сложной категории осужденных в местах лишения свободы. Цель: выявление основных проблем воспитательной работы с несовершеннолетними требует переосмысления профессионально-личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утверждения значимых характеристик его деятельности, решаемых им задач и используемых методов работы. Методология: позитивизм, редукционизм, критический рационализм. Выводы: результаты исследования включают выявление ключевых проблем воспитательной работы, определение особенностей формирования зависимости в подростковом возрасте, разработку рекомендаций по повышению квалификации персонала и обоснование необходимости комплексного психолого-педагогического сопровождения. Практическая значимость: в статье представлены основные проблемы воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, проведена конкретизация уже имеющихся знаний о работе с наркозависимыми осужденными, проанализированы условия достижения значимых результатов в исправлении и реабилитации, что позволит повысить эффективность уже имеющихся антинаркотических программ. Полученные данные можно использовать при разработке программ повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы, в учебном процессе профильных вузов, а также при формировании методических рекомендаций для практических работников.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наркоконтроль № 03/2025 |
Страницы | 29-33 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.18572/2572-2072-4160-2025-3-29-33 |
Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными в исправительных учреждениях представляет собой сложный социально-педагогический процесс, систему педагогических и психологических мер, направленных на ресоциализацию и формирование правопослушного поведения.
Согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (далее – УИК РФ) основной целью исполнения наказания является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений (ст. 1 УИК РФ). Воспитательная работа в данном контексте является ключевым инструментом воздействия, особенно в отношении несовершеннолетних, психика и личность которых находятся в стадии активного формирования. Особую актуальность представляет воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными, имеющими наркотическую зависимость.
В 2024 г., по данным МВД России, каждое двенадцатое преступление было связано с незаконным оборотом наркотиков, а число тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, достигло рекордных показателей за последние годы. Подростки часто вовлекаются в сбыт наркотиков из-за правовой неграмотности и влияния криминальных групп.
Важно отметить, что формирование физической и психологической зависимости у несовершеннолетних происходит быстрее, а сопутствующие психические расстройства (тревожность, депрессия) усложняют реабилитацию. Согласно имеющимся исследованиям «потребность в веществах, изменяющих психическое состояние, становится доминирующим, основным смыслообразующим мотивом деятельности, утрачиваются ранее имевшиеся интересы».
Наркозависимые подростки часто становятся жертвами эксплуатации, теряют связь с семьей, знакомыми, пренебрежительно относятся к учебе, что ведет к маргинализации. Своевременные меры по профилактике аддиктивного поведения позволят минимизировать негативные риски.