Дата публикации: 04.09.2025

Наркозависимые несовершеннолетние в местах лишения свободы: состояние и проблемы воспитательной работы

Аннотация

Рост числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также совершенных в измененном состоянии сознания, под воздействием наркотических веществ, ставит перед специалистами задачу проведения эффективной воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными с целью их успешной ресоциализации и профилактики рецидивов. Наркозависимые несовершеннолетние требуют особого внимания со стороны специалистов и воспитателей ввиду нестабильного эмоционального состояния, возрастных и личностных особенностей, которые находятся на стадии формирования. Несовершеннолетних осужденных с наркотической зависимостью относят к наиболее сложной категории осужденных в местах лишения свободы. Цель: выявление основных проблем воспитательной работы с несовершеннолетними требует переосмысления профессионально-личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утверждения значимых характеристик его деятельности, решаемых им задач и используемых методов работы. Методология: позитивизм, редукционизм, критический рационализм. Выводы: результаты исследования включают выявление ключевых проблем воспитательной работы, определение особенностей формирования зависимости в подростковом возрасте, разработку рекомендаций по повышению квалификации персонала и обоснование необходимости комплексного психолого-педагогического сопровождения. Практическая значимость: в статье представлены основные проблемы воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, проведена конкретизация уже имеющихся знаний о работе с наркозависимыми осужденными, проанализированы условия достижения значимых результатов в исправлении и реабилитации, что позволит повысить эффективность уже имеющихся антинаркотических программ. Полученные данные можно использовать при разработке программ повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы, в учебном процессе профильных вузов, а также при формировании методических рекомендаций для практических работников.




Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными в исправительных учреждениях представляет собой сложный социально-педагогический процесс, систему педагогических и психологических мер, направленных на ресоциализацию и формирование правопослушного поведения.

Согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (далее – УИК РФ) основной целью исполнения наказания является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений (ст. 1 УИК РФ). Воспитательная работа в данном контексте является ключевым инструментом воздействия, особенно в отношении несовершеннолетних, психика и личность которых находятся в стадии активного формирования. Особую актуальность представляет воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными, имеющими наркотическую зависимость.

В 2024 г., по данным МВД России, каждое двенадцатое преступление было связано с незаконным оборотом наркотиков, а число тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, достигло рекордных показателей за последние годы. Подростки часто вовлекаются в сбыт наркотиков из-за правовой неграмотности и влияния криминальных групп.

Важно отметить, что формирование физической и психологической зависимости у несовершеннолетних происходит быстрее, а сопутствующие психические расстройства (тревожность, депрессия) усложняют реабилитацию. Согласно имеющимся исследованиям «потребность в веществах, изменяющих психическое состояние, становится доминирующим, основным смыслообразующим мотивом деятельности, утрачиваются ранее имевшиеся интересы».

Наркозависимые подростки часто становятся жертвами эксплуатации, теряют связь с семьей, знакомыми, пренебрежительно относятся к учебе, что ведет к маргинализации. Своевременные меры по профилактике аддиктивного поведения позволят минимизировать негативные риски.

Список литературы

1. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных / Ю.А. Алферов. Домодедово : РИПК работников МВД РФ, 1994. 205 с.
2. Горкина С.А. Некоторые организационно-управленческие аспекты реализации воспитательного воздействия на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в следственном изоляторе / С.А. Горкина // Прикладная юридическая психология. 201
3. Демакова И.Д. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип событийности в воспитании / И.Д. Демакова, И.Ю. Шустова // Педагогическое искусство. 2018. № 2. С. 100–108.
4. Журавлева А.Р. Педагогические предпосылки использования пошаговых коррекционных программ в работе с подростками-наркоманами в пенитенциарной системе / А.Р. Журавлева, С.В. Горностаев // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30 (1–4). № 2. С. 240–248
5. Казакова Т.А. Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними правонарушителями / Т.А. Казакова // Правоохранительные органы России: проблемы формирования и взаимодейс
6. Ковтуненко Л.В. Профессиональное становление сотрудников службы исполнения наказаний в ведомственных образовательных учреждениях : монография / Л.В. Ковтуненко. Воронеж : Издательство Воронежского института ФСИН России, 2008. 193 с.
7. Купцов И.И. Особенности познавательных интересов и представлений об идеалах несовершеннолетних осужденных женского пола / И.И. Купцов, Т.В. Пивоварова // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 172–177.
8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. Москва : Педагогика, 1981. 624 с.
9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. Минск : Народная асвета, 1981. 288 с.
10. Фадеева С.А. Педагогическая поддержка несовершеннолетних осужденных: проблемы и стратегии / С.А. Фадеева // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 9. С. 58–62. DOI: 10.51522/2307-0382-2024-268-9-58-62
11. Щуркова Н.Е. Система достойного воспитания / Н.Е. Щуркова. Москва : АСТ, 2020. 256 с.

Остальные статьи