Организация публичной власти в нашей стране исключает традиционные жесткие формы контроля парламента в отношении исполнительной власти, характерные для парламентских республик. В России большинство контрольных полномочий замкнуто на главе государства, и их перераспределение в пользу парламента вряд ли произойдет в ближайшее время.
В этой связи автор развивает концепцию партисипаторного парламентского контроля как совместной деятельности с иными государственными органами, прежде всего с Президентом РФ. Реализация данной концепции в статье анализируется на примере кадровых компетенций Федерального Собрания.
Автор рассматривает кадровые полномочия парламента, акцентируя внимание на поправках, внесенных в Основной закон в ходе конституционной реформы 2020 г. Предлагаются изменения в действующие нормативные акты с целью устранения противоречий и повышения эффективности реализации кадровых компетенций.
Отдельно рассматриваются возможности отрешения от должности ряда должностных лиц по результатам парламентского контроля. Делается вывод о недостаточной институциональной проработке данных вопросов и предлагаются меры по расширению возможностей российского парламента в их решении.